Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 октября 2009 г. N А62-1201/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от административного органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Департамента Смоленской области по природным ресурсам на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А62-1201/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Э" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Смоленской области по природным ресурсам от 05.03.2009 N 6 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 решение суда отменено. Постановление Департамента Смоленской области по природным ресурсам от 05.03.2009 N 6 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб. признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Департамент Смоленской области по природным ресурсам просит отменить постановление суда как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту уничтожения ООО "Э" импортной мясной продукции, изъятой Смоленской таможней и признанной Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям некачественной и опасной.
В ходе проведенной проверки установлено осуществление обществом 03.07.2008 на полигоне ТБО, расположенном в пос. Верхнеднепровский Дорогобужского района Смоленской области, деятельности по обезвреживанию мясопродукции, переданной Смоленской таможней, путем ее сжигания в заранее выкопанных ямах, расположенных на данном полигоне, с последующим закапыванием образованного остатка без разрешения уполномоченного органа исполнительной власти на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в результате чего обществом нарушена часть 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
По результатам проверки 05.02.2009 Смоленским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки направлены в Департамент Смоленской области по природным ресурсам для рассмотрения по существу.
Постановлением от 05.03.2009 N 6 ООО "Э" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из недоказанности административным органом совершения обществом вмененного ему правонарушения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ предусматривает, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за выброс или вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
Таким образом, при установлении события административного правонарушения по признакам данной статьи КоАП РФ административный орган обязан исследовать вопрос о наличии источника выброса вредных (загрязняющих) веществ и подтвердить данные обстоятельства соответствующими доказательствами.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В материалах проверки отсутствуют сведения о конкретизации количества выброшенных вредных веществ, пробы загрязнения атмосферного воздуха не изымались, какие-либо лабораторные исследования на определение степени концентрации вредных веществ не проводились.
Таким образом, в нарушение требований части 4 статьи 210 АПК РФ административный орган не доказал факт выброса ООО "Э" вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Следовательно, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Вывод суда апелляционной инстанции о неправильной квалификации административного правонарушения, суд кассационной инстанции находит ошибочным, поскольку зафиксированное в материалах дела правонарушение содержит признаки, в том числе правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Однако, учитывая, что данный вывод не повлиял на принятие законного и обоснованного решения, суд находит возможным оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А62-1201/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Смоленской области по природным ресурсам - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2009 г. N А62-1201/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании