Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 7 октября 2009 г. N А62-3058/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - С.В.В. - представит. (дов. от 02.06.2009 N 12, пост.); от Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике - П.Е.В. - нач. упр. (дов. от 06.10.2009), Д.К.А. - конс. отд. (дов. 06.10.2009); от третьего лица: Муниципального унитарного предприятия "К" муниципального образования Первомайское сельское поселение Шумячского района Смоленской области - Г.А.В. - экономиста (дов. от 19.06.2009 N 14), от Прокуратуры Смоленской области - Б.Н.С. - прокур. отд. (дов. от 10.02.2009 N 08/2009);
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "П" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.08.2009 по делу N А62-3058/2009, установил:
Открытое акционерное общество "П" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействующим постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике (далее - Департамент) от 28.11.2008 N 136 (с изменениями от 29.12.2008 N 231).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "К" муниципального образования Первомайское сельское поселение Шумячского района Смоленской области (далее - МУП "К") и Прокуратура Смоленской области (далее - Прокуратура).
Решением суда от 10.08.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда от 10.08.2009 в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Общество является потребителем оказываемых МУП "К" услуг по передаче теплоэнергии.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 28.11.2008 N 136 (с изменениями от 29.12.2008 N 231) муниципальному унитарному предприятию "К" муниципального образования Первомайское сельское поселение Шумячского района Смоленской области установлены тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, в том числе тариф на тепловую энергию в размере 639,27 руб./Гкал (без НДС), тариф на услуги по передаче тепловой энергии - 244,31 руб./Гкал (без НДС).
Посчитав, что вышеуказанный нормативный акт не соответствует действующему законодательству, так как в утвержденный этим постановлением тариф на тепловую энергию необоснованно включены амортизационные отчисления, налог на имущество (строящиеся котельные), которое не принадлежит ни на каком праве МУП "К", затраты на оплату труда операторов котельных, Общество оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии со ст. 4 Закона N 41-ФЗ основными принципами государственного регулирования тарифов являются в том числе: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Статьей 6 Закона N 41-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относится, в том числе, осуществление контроля за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проведение проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109) определяются основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию.
В соответствии с п. 17 Постановления N 109 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (п. 18 Постановления N 109).
Пунктами 19 и 21 Постановления N 109 определено, что при расчете тарифа включаются такие группы расходов, как расходы на ремонт основных средств, на оплату труда и отчисления на социальные нужды, на амортизацию основных средств и нематериальных активов; в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль.
При определении тарифа на тепловую энергию для МУП "К" Департамент обоснованно включил расходы предприятия по эксплуатации двух блочно - модульных котельных, так как МУП были представлены документальные подтверждения того, что предприятие несет расходы по эксплуатации построенных котельных, а именно: договор на обслуживание муниципального имущества Шумячского района Смоленской области от 05.12.2008, заключенный между Администрацией МО "Ш" и МУП "К", согласно п. 1.2 которого Предприятие принимает на обслуживание строящиеся в с. Первомайский Шумячского района котельные N 1 и N 2 для проведения пуско-наладочных работ; договор подряда от 11.01.2009 N 47, заключенный между МУП "К" и ОАО "Ц", на выполнение пуско-наладочных работ "под нагрузкой" на общую сумму 664328,2 руб.; платежные документы, свидетельствующие о несении МУП "К" определенных расходов по вводу в эксплуатацию котельного оборудования.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при формировании тарифов Департаментом были учтены представленные МУП "К" плановые расходы, которые предприятие должно понести при эксплуатации построенных котельных.
Кроме того, следует отметить, что установленный оспариваемым постановлением для МУП "К" тариф на тепловую энергию принят в рамках предельного индекса изменения, установленного ФСТ России тарифа по Смоленской области и не превышает его.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.08.2009 по делу NА62-3058/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 октября 2009 г. N А62-3058/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании