Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 октября 2009 г. N А35-7952/08-С20
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 2010 г. N ВАС-1649/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Э" на решение Арбитражного суда Курской области от 16.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 по делу N А35-7952/08-С20, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Э" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 11.09.2008.
Решением суда от 16.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2009 решение суда от 16.02.2009 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального законодательства, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены, изменения обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, Предприятие на основании Устава вправе осуществлять деятельность по эксплуатации и обслуживанию муниципальных тепловых и электрических сетей, оборудования, обеспечению потребителей тепловой энергией, заключению договоров на коммунальное обслуживание, а также иную не запрещенную законом деятельность.
Предприятие обслуживало 6 газовых котельных и 1 угольную котельную - "Б".
На основании договоров Предприятие оказывало услуги теплоснабжения следующим потребителям, подключенным к угольной котельной "Б": жителям домов, расположенных по адресам: п. Коренево, ул. Л., 25 и ул. Л., 13, ОГУ "Редакция газеты "Голос района". ОГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Кореневского района Курской области, МУК "Межрайонная библиотека" Кореневского района Курской области, Архиву Кореневского района Курской области, Отделу социальной защиты населения администрации Кореневского района Курской области, Управлению Федеральной регистрационной службы по Курской области (Кореневский отдел) и "Курскому ОРТПЦ" (Телецентр).
В мае 2008 года Предприятие уведомило вышеуказанных потребителей о прекращении обслуживания угольной котельной "Б" с 01.06.2008 и об истечении срока действия заключенных ранее договоров теплоснабжения.
Проверкой, проведенной УФАС в отношении Предприятия с целью контроля за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) выявлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 указанного Закона, который выразился в намерении прекратить оказание услуг по теплоснабжению муниципальных учреждений и жилых домов, подключенных к угольной котельной "Б".
Результат указанного нарушения - ущемление интересов потребителей услуг теплоснабжения, оказываемых МУП "Э", подключенных к угольной котельной "Б".
Решением УФАС от 11.09.2008 Предприятие признано нарушившим ст. 10 Закона N 135-ФЗ в части совершения действий, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей тепловой энергии, подключенных к котельной "Б" и ему было выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем отзыва письма с уведомлением о прекращении обслуживания угольной котельной "Б", направленных потребителям, подключенным к данной котельной.
Полагая, что данные решение и предписание не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 135-ФЗ целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ.
Одной из форм монополистической деятельности в соответствии со ст. 10 Закона N 135-ФЗ является злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; создание дискриминационных условий; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Исходя из содержания данной правовой нормы, злоупотребление доминирующим положением будет заключаться в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
В силу ст. 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В силу статей 3 и 4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, занятых производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (ст. 3 указанного Закона).
Таким образом, отличительным условием деятельности субъекта естественной монополии является отсутствие конкуренции на соответствующем товарном рынке, в силу чего такой субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара. Так, в частности, прекращение оказания услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, приведет к лишению потребителей таких услуг возможности их получения, что ущемит их гражданские права и экономические интересы.
Приказом УФАС от 03.04.2006 N 49 Предприятие включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, как занимающее на рынке оказания услуг теплоснабжения в границах МО "Поселок Коренево" Кореневского района Курской области с долей более 65%.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о намерении МУП "Э" прекратить обслуживание угольной котельной "Б" в связи с тем, что предприятие посчитало для себя убыточной эксплуатацию данного объекта теплоснабжения, без передачи соответствующих функций вновь созданному МУП "Теплосеть. Так, в частности, данное обстоятельство подтверждается направлявшимися в адрес главы администрации Кореневского района, главы администрации п. Коренево, потребителей письмами МУП "Э от 15.03.2007 N 45,от 19.03.2007 N 50, от 19.03.2007 N 51, от 19.03.2007 N 52, от 19.03.2007 N 53, а также направленным в адрес первого заместителя председателя Правительства Курской области письмом МУП "Э" от 19.07.2007 N 90.
Материалами дела подтверждается, что Предприятие занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения МО "Поселок Коренево" Кореневского района Курской области, как в момент направления потребителям, подключенным к угольной котельной "Б", уведомлений о прекращении обслуживания котельной с 01.06.2008 и об истечении 31.04.2008 срока действия договоров теплоснабжения, так и в момент принятия решения и предписания антимонопольного органа.
Судом установлено, что Предприятие оказывало в 2008 году услуги теплоснабжения потребителям, подключенным к угольной котельной "Б", в соответствии с договорами теплоснабжения. Во исполнение принятых обязательств МУП "Э" фактически эксплуатировало угольную котельную "Б". Расходы на содержание данного объекта были включены в утвержденный уполномоченным органом тариф на тепловую энергию для МУП "Э" на 2008 год, рассчитанный с учетом представленной Предприятием информации по угольной котельной "Б". В 2008 году МУП "Э" получало выручку от оказания услуг теплоснабжения, включающую учтенные в утвержденном уполномоченным органом тарифе расходы на эксплуатацию угольной котельной "Б" и доходы от оказания соответствующих услуг.
Кроме того, в январе 2008 года директором Предприятия был утвержден план социально-экономического развития МУП "Э" на 2008 год, согласованный с главой администрации МО "Поселок Коренево", которым предусмотрено, в том числе, выполнение предприятием текущего ремонта оборудования котельной "Б", что подтверждает факт эксплуатации и технического обслуживания МУП "Э" угольной котельной "Б".
В соответствии с п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ответственным за эксплуатацию угольной котельной "Б" является МУП "Э" в связи с принятием добровольного обязательства использовать данный объект в своей хозяйственной деятельности, в том числе для получения дохода от соответствующей деятельности, что учитывалось уполномоченным в сфере государственного регулирования тарифов органом исполнительной власти Курской области при установлении тарифа на тепловую энергию на 2008 год и органами местного самоуправления п. Коренево и Кореневского района при организации и обеспечении предоставления потребителям, в том числе, гражданам услуг теплоснабжения.
Согласно заключения Управления Ростехнадзора по Курской области от 18.08.2008 исх.N ГК-04/3419) техническое состояние угольной котельной "Б" позволяет осуществлять теплоснабжение потребителей в отопительном периоде 2008-2009 гг., техническая возможность теплоснабжения потребителей, подключенных к угольной котельной "Б", от иных источников теплоснабжения отсутствует.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что МУП "Э" на момент совершения нарушения антимонопольного законодательства обслуживало угольную котельную "Б", являвшуюся единственным источником теплоснабжения подключенных к ней потребителей. В связи с чем, в силу ст. 3, 4 Федерального закона "О естественных монополиях" Предприятие являлось субъектом естественной монополии.
Таким образом, ссылка заявителя на то, что направление потребителям Предприятиям уведомлений о прекращении обслуживания угольной котельной "Б" было обусловлено реорганизацией МУП "Э", передачей функций по теплоснабжению МУП "Теплосеть", и не имело своей целью прекратить либо ограничить поставку тепловой энергии, опровергается вышеприведенными доказательствами и не может быть принята во внимание.
Следовательно, действия МУП "Э", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг теплоснабжения в границах МО "Поселок Коренево" Кореневского района Курской области, являются злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, которое может иметь своим результатом ущемление прав потребителей услуг теплоснабжения, оказываемых предприятием, подключенных к угольной котельной "Б".
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным в дело доказательствам и доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 16.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 по делу N А35-7952/08-С20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2009 г. N А35-7952/08-С20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании