Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 июля 2009 г. N А48-979/08-5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: от ответчиков: от третьих лиц: С.И.В., Е.С.Г., Т.И.Ю., не явился, извещен надлежаще; не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.01.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А48-979/08-5, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 3" (далее - МУП "ЖРЭУ N 3"), г. Орел, в лице конкурсного управляющего обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Администрации города Орла о признании права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - пристройку общей площадью 552,7 кв.м., расположенную по адресу: г. Орел, ул. П., 28, литер А1, помещение N 76, квартал N 108, инвентарный номер 3042 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла (далее - УМИЗ администрации г. Орла), а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований ЗАО "Т", ООО "Жилищное эксплуатационное управление N 5", МУП "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (заказчик)".
Решением арбитражного суда Орловской области от 30.01.2009 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, ответчик - УМИЗ администрации г. Орла обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 30.01.2009 и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2009 отменить, в удовлетворении иска отказать.
При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, согласно регистрационному удостоверению N 501 от 12.10.1994 собственником строения N 28 по ул. П. в Орле являлось акционерное общество "О".
По договору купли-продажи от 20.10.1994 АО "О" продало ТОО ИКК "О" пристроенное помещение к дому, расположенному по адресу: г. Орел, ул. П., 28, общей полезной площадью 555,7 кв.м., что составляло 556/4581 от целого строения, обозначенного под Литером "А" к первому этажу.
Инвентаризационная оценка помещения составляла 1148438400 руб.
Договор купли-продажи от 20.10.1994 зарегистрирован в БТИ 21.10.1994.
Из справки от 15.10.2008 Областного государственного унитарного предприятия Орловский Центр "Н" следует, что по состоянию на октябрь 2008 года согласно данным технического учета объектов недвижимости и данных о государственной регистрации прав на недвижимое имущество по состоянию на 01.01.2000 ОАО "О" является собственником 4025/4581 долей строения N 28 по ул. П. г. Орла.
Согласно Устава ЗАО "О" последнее является правопреемником ТОО ИКК "О".
25.12.1997 Администрацией г. Орла принято постановление N 1149 "О проведении взаимозачетов", в соответствии с которым администрация г. Орла обязала Комитет по управлению имуществом г. Орла заключить договор купли-продажи нежилого помещения по ул. П., 28 с ЗАО "О", внести данное помещение в реестр муниципальной собственности и передать его на баланс МУП ЖРЭО. Одновременно финансовому управлению администрации г. Орла предписывалось провести расчеты за указанное помещение путем зачета финансирования МУП ЖРЭО г.Орла и уменьшения недоимки по уплате налогов в городской бюджет г. Орла ЗАО "О", ДЗАО "Ж", Орловскому заводу крупных панелей.
По передаточному акту от 26.12.1997 ЗАО "О" передало в муниципальную собственность (балансодержатель - ЖРЭО) нежилое, пристроенное к жилому дому помещение по ул. П., 28, общей площадью по наружному обмеру 631,2 кв., по экспликации 555,7 кв.м.
Постановлением администрации г. Орла N 1969 от 31.08.1999 "О выделении из состава МУП ЖРЭО хозрасчетных предприятий с правом юридического лица" из состава МУП ЖРЭО выделено дочернее муниципальное унитарное предприятие Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 3 (далее - ДМУП "ЖРЭУ N 3") с правом юридического лица.
Этим же постановлением администрация г. Орла обязала Комитет по управлению муниципальным имуществом согласовать передачу части имущества МУП ЖРЭО в уставные фонды образуемых дочерних предприятий и внести их в реестр муниципальной собственности.
По акту передачи имущества по состоянию на 01.09.1999, утвержденному Комитетом по управлению имуществом г. Орла, МУП ЖРЭО передало в хозяйственное ведение ДМУП ЖРЭУ N 3 имущество на сумму 1998922,43 руб. по прилагаемому перечню, в том числе здание по ул. П., 28.
13.09.1999 зарегистрировано юридическое лицо ДМУП ЖРЭУ N 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 1768 серия Ж.
Согласно п. 3.1 Устава ДМУП "ЖРЭУ N 3", утвержденного директором МУП ЖРЭО и согласованного с Комитетом по управлению имуществом г. Орла, имущество ДМУП "ЖРЭУ N 3" является муниципальной собственностью и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения и согласно акту приема-передачи составляет 1998922,43 руб.
29.11.2002 администрацией г. Орла принято постановление N 3112/2 "О реформировании муниципальных предприятий МУП ЖРЭО г. Орла", в котором предписано создать муниципальное унитарное предприятие по ремонту и эксплуатации жилищного фонда г. Орла (Заказчик) путем слияния дочерних муниципальных предприятий МУП ЖРЭО, а именно: Расчетно-кассового центра управления локальных котельных, управления специальных работ, автотранспортного предприятия с передачей прав и обязанностей указанных предприятий вновь созданному предприятию МУП ЖРЭП, а их имущества в хозяйственное ведение.
Пунктом 5 данного постановления предписано внести изменения в уставы в отношении названий отдельных дочерних предприятий, в том числе и в отношении ДМУП ЖРЭУ N 3 - а именно, в названии считать их муниципальными унитарными предприятиями.
29.11.2002 Управлением муниципального имущества г. Орла принято распоряжение N 262 "Об организации исполнения постановления администрации г. Орла от 29.11.2002 N 3112/2 "О реформировании МУП "ЖРЭО г. Орла", в котором руководителю ДМУП ЖРЭУ N 3 предписано внести изменения в устав, касающиеся названия и правопреемственности, а также передать имущество со своего баланса на баланс и в хозяйственное ведение имущество от "ЖРЭУ N 3" МУП "ЖРЭУ N 3".
29.11.2002 МУП ЖРЭО издало распоряжение N 272, согласно которому имущество дочернего предприятия МУП "ЖРЭУ N 3" передавалось в хозяйственное ведение и на баланс МУП "ЖРЭУ N 3".
02.12.2002 в учредительные документы ДМУП "ЖРЭУ N 3" были внесены изменения в соответствии с которыми оно стало именоваться МУП "ЖРЭУ N 3" (свидетельство от 02.12.2002 о внесении записи в ЕГРЮР серии 57 N 000218935).
Решением арбитражного суда Орловской области от 29.03.2007 по делу N А48-4091/06-176 МУП "ЖРЭУ N 3" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Ссылаясь на то, что пристройка общей площадью 543,9 кв.м. к зданию по адресу: г. Орел, ул. П., 28, литер А1, помещение N 76, квартал N 108, инвентарный номер 3042 с момента передачи МУП "ЖРЭУ N 3" находится у предприятия на праве хозяйственного ведения и данное право до настоящего времени не прекращено, конкурсный управляющий МУП "ЖРЭУ N 3" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте п. 3.1 Устава МУП "ЖРЭУ N 3" предусмотрено, что имущество, используемое для его производственно-финансовой деятельности, является муниципальной собственностью и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, право муниципальной собственности на нежилое, пристроенное к жилому дому помещение по ул. П., 28, общей площадью по наружному обмеру 631,2 кв., по экспликации 555,7 кв.м, возникло до вступления в силу Федерального закона 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с чем, в силу положений п. 1 ст. 6 названного Федерального закона, данное право признается действительным, несмотря на отсутствие его государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Таким образом, как верно отмечено судебными инстанциями, отсутствие государственной регистрации права собственности (хозяйственного ведения) на имущество у передающей стороны не является основанием для признания недействительной сделки по передаче имущества другому предприятию в хозяйственное ведение. Необходимость регистрации ранее возникшего права первоначального собственника является обязательным условием государственной регистрации перехода права, но не условием совершения самой сделки.
Факт передачи спорного имущества на праве хозяйственного ведения ДМУП "ЖРЭУ N 3", а затем и МУП "ЖРЭУ N 3" подтверждается материалами дела, в частности постановлением администрации г. Орла N 1969 от 31.08.1999 "О выделении из состава МУП ЖРЭО хозрасчетных предприятий с правом юридического лица", актом передачи имущества по состоянию на 01.09.1999, утвержденным Комитетом по управлению имуществом г. Орла и зарегистрированным регистрационной палатой администрации г. Орла, Уставом ДМУП "ЖРЭУ N 3", утвержденным МУП ЖРЭО г. Орла и согласованным с Комитетом по управлению имуществом г. Орла, из которого следует, что ДМУП "ЖРЭУ N 3" владеет имуществом на праве хозяйственного ведения, а также Уставом МУП "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 3", в котором указано, что имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
При этом как верно отмечено судом апелляционной инстанции, то обстоятельство, что на дату образования ДМУП "ЖРЭУ N 3" оно в нарушение действовавшего в этот период положения п. 7 статьи 114 ГК РФ было наделено имуществом не учредившего его МУП "ЖРЭО", а непосредственно собственником имущества, не имеет правового значения и не влечет за собой незаконность передачи спорного имущества на праве хозяйственного ведения ДМУП "ЖРЭУ N 3" - правопредшественнику истца.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, право хозяйственного ведения МУП "ЖРЭУ N 3" возникло в установленном законом порядке с момента его передачи.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что отсутствует оформленное должным образом решение собственника имущества о его закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП "ЖРЭУ N 3", не заслуживает внимания, поскольку действующее законодательство не содержит требований об обязательной форме такого решения, в связи с чем вышеназванные постановление администрации г. Орла N 1969 от 31.08.1999, акт передачи имущества по состоянию на 01.09.1999, утвержденный КУИ г. Орла и зарегистрированный регистрационной палатой администрации г. Орла, Устав ДМУП "ЖРЭУ N 3", утвержденный МУП ЖРЭО г. Орла и согласованный с КУИ г. Орла, а также утверждение 02.12.2002 заместителем мэра г. Орла Устава МУП "ЖРЭУ N 3" обоснованно расценены судебными инстанциями как волеизъявление собственника направленное на передачу спорного имущества на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 236 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования или распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Между тем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие правомерность изъятия имущества у МУП "ЖРЭУ N 3" или того, что МУП "ЖРЭУ N 3" отказалось от права хозяйственного ведения.
При этом довод ответчика о том, что подтверждением факта отказа МУП "ЖРЭУ N 3" от права хозяйственного ведения на спорное имущество является заключение между истцом и Управлением муниципального имущества г. Орла, договора безвозмездного пользования от 03.04.2006, предметом которого является помещение площадью 184,2 кв.м., в спорном объекте недвижимости, был известен судебным инстанциям, исследовался ими и обоснованно отклонен со ссылкой на то, что данное обстоятельство не может расцениваться как отказ МУП "ЖРЭУ N 3" от права хозяйственного ведения, поскольку прямого отказа от права хозяйственного ведения не было, возврата помещения собственнику по акту приема-передачи МУП "ЖРЭУ N 3" не производило, и не устранялось от владения, пользования или распоряжения имуществом этим имуществом.
Кроме того, согласно договору безвозмездного пользования от 03.04.2006, в нем указывается площадь 184,2 кв.м, судьба остальной части спорного объекта не определена.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что пристройка общей площадью 552,7 кв.м., расположенная по адресу: г. Орел, ул. П., 28, литер А1, помещение N 76, квартал N 108, инвентарный номер 3042, с 1999 года числилась за ДМУП "ЖРЭУ N 3", а с 2002 года до настоящего времени находится на балансе МУП "ЖРЭУ N 3", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что исковые требования МУП "ЖРЭУ N 3" подлежат удовлетворению.
При этом все действия администрации г. Орла в 2004 - 2005 г.г. по передаче жилого фонда на баланс и в хозяйственное ведение предприятия МУП "ЖРЭП"(Заказчик), а затем просьба МУП "ЖРЭП" (Заказчик) (письмо от 30.11.2005 г. N 07/2189), на которое ссылается администрация г. Орла, об изъятии нежилых муниципальных помещений, в том числе нежилого помещения по ул. П., 28, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку, как указано выше, право хозяйственного ведения МУП "ЖРЭУ N 3" в отношении спорного объекта в установленном законом порядке прекращено не было.
Доводы, приведенные в кассационной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, исследовались ими и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах. Кроме того, данные доводы по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями, что в силу положений ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, а также, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора и доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.01.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А48-979/08-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 236 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования или распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2009 г. N А48-979/08-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании