Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 июля 2009 г. N А08-8480/2008-27
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 октября 2009 г. N 11209/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Д.И.В. - начальника управления правового и кадрового обеспечения (доверенность от 28.05.2009 N 0508/44), от Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области - не явились, о месте слушания дела надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области (Управление по Белгородской области) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 по делу N А08-8480/2008-27, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Н" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 05.11.2008 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ.
Решением суда от 19.01.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление отменить, поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.10.2008 Управлением проведена плановая проверка деятельности ООО "Н" по соблюдению требований земельного законодательства при использовании земельного участка площадью 1730000 кв.м. пашни в границах Большеивановского сельского поселения.
В ходе указанной проверки выявлен факт использования указанного земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю.
По данному факту Управлением 22.10.2008 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ и постановлением от 05.11.2008 ООО "Н" привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Считая оспариваемое постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ, ст. 8, п. 1 ст. 164, ст. 609 ГК РФ, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, в том числе и вины Общества в его совершении. Данный вывод является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В силу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; указанным лицам, а также потерпевшему копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку (статья 28.2 КоАП РФ).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2. КоАП РФ.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как установлено судом и следует из материалов дела, генеральный директор ООО "Н" Ш.Ю.В. отказался получить распоряжение о проведении проверки, в котором указано, что проверка будет проводиться 22.10.2008 в 8 час. 40 мин., а протокол будет составлен в этот же день в 11 часов.
Документального подтверждения извещения Общества либо его законного представителя о составлении 22.10.2008 протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется и Управлением не представлено.
С учетом изложенного суд правомерно пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении от 22.10.2008 составлен с нарушением процессуальных требований, установленных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, в отсутствие законного представителя ООО "Н" и надлежащего извещения Общества либо его законного представителя о производстве указанного действия.
Доказательств обратного Управлением не представлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что факт допущенного Обществом административного правонарушения подтвержден материалами дела, однако, Управлением нарушена процедура привлечения ООО "Н" к административной ответственности, суд правомерно удовлетворил требование Общества о признании незаконным и отмене постановления Управления от 05.11.2008.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.01.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 по делу N А08-8480/2008-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2. КоАП РФ.
...
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, в отсутствие законного представителя ООО "Н" и надлежащего извещения Общества либо его законного представителя о производстве указанного действия."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2009 г. N А08-8480/2008-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании