Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 марта 2009 г. N А14-4163-2008/24/22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Л" - У.Б.Ф. - представителя, доверенность от 12.01.2009, выдана на срок по 31.12.2009, от Главного управления государственного имущества Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; от общества с ограниченной ответственностью "Е" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства - извещены надлежащим образом, от Администрации городского округа г. Воронеж - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Л" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А14-4163-2008/24/22, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Л" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным приказа Главного управления государственного имущества Воронежской области (далее - Управление) от 29.02.2008 N 337-з "О предоставлении ООО "Е" (ИНН 3662052006) в аренду земельного участка для проектирования и осуществления благоустройства территории, расположенного по адресу: г. Воронеж, пр-т П., 47л".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 решение суда отменено. В удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемый судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
После принятия кассационной жалобы к производству от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области поступило заявление о производстве замены стороны - Главного управления государственного имущества Воронежской области ее правопреемником - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. Реорганизация Управления произведена на основании указа губернатора Воронежской области от 14.10.2008 N 133-у "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Воронежской области".
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
На основании изложенного, заявление Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области о производстве замены стороны подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы городского округа г. Воронеж от 20.10.2006 N 1853 на основании заявления ООО "Е" утвержден проект границ земельного участка площадью 10430 кв.м. для проектирования и осуществления благоустройства территории по делу N А14-4163-2008/24/22 проспекту П., 47л, без разрешения капитальных и временных сооружений и регистрации имущественных прав.
Управлением произведены землеустроительные работы на местности, составлен акт согласования границ земельного участка, расположенного по указанному адресу, который 15.11.2006 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:34:0508001:0133.
Приказом Управления от 20.04.2007 N 494-з ООО "Е" предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок площадью 10430 кв.м. по проспекту П., 47л.
Вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16.04.2008 года по делу N А14-584/2007/2235/19 приказ от 20.04.2007 N 494-з был признан недействительным в связи с нарушением Управлением принципа публичности при предоставлении земельного участка ООО "Е", выразившегося в том, что сообщение о предоставлении земельного участка было опубликовано 19.04.2007, а фактическое предоставление состоялось 20.04.2007.
ООО "Е" повторно обратилось в Управление с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 10430 кв.м. по проспекту П., 47л.
В газете "В" N 19(2667) 21.02.2008 опубликовано сообщение Управления о предоставлении ООО "Е" из земель населенных пунктов (ранее земли поселений) в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 10430 кв.м. (кадастровый номер 36:34:0508001:0133) для проектирования и осуществления благоустройства территории в городском округе город Воронеж по проспекту Патриотов, 47л, без размещения капитальных и временных сооружений, регистрации имущественных прав и изменения разрешенного использования.
Приказом Управления от 29.02.2008 N 337-з ООО "Е" указанный участок предоставлен в аренду сроком на 5 лет, в связи с чем 14.03.2008 заключен соответствующий договор аренды, государственная регистрация которого произведена 18.04.2008.
Не согласившись с приказом Управления от 29.02.2008 N 337-з, ООО"Л" оспорило его в арбитражном суде.
Признавая оспариваемый приказ незаконным, суд первой инстанции указал на нарушение Управлением порядка предоставления земельного участка в аренду, а также прав и законных интересов заявителя (ООО "Л") как смежного землепользователя.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленного требования, апелляционный суд исходил из того, что ООО "Е" при подаче заявления представлены все необходимые документы и процедура предоставления земельного участка соблюдена.
Кассационная инстанция полагает, что с выводами апелляционного суда следует не согласиться ввиду следующего.
Согласно статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого приказа), пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, также предусмотрено, что при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями.
В силу пункта 3.4 Временного положения "О порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством", утвержденного приказом Главного управления государственного имущества Воронежской области от 25.09.2007 N 1088 (далее по тексту - Порядок), юридическим лицам под благоустройство земельные участки предоставляются при условии, что они испрашиваются для некоммерческих целей и являются смежными по отношению к земельным участкам, используемым заявителями на определенном праве под объектами капитального строительства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предоставленный оспариваемым приказом ООО "Е" земельный участок прилегает к участку с кадастровым N 36:34:0508001:0078, который передан ООО "Л" в аренду на срок до 31.12.2052.
В тоже время, ООО "Е" смежным землепользователем предоставленного участка не является.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка Управление обязано публиковать в средствах массовой информации сообщение о предоставляемом на определенном праве и предусмотренных условиях земельном участке для целей, не связанных со строительством.
В случае отсутствия обоснованных письменных возражений граждан и юридических лиц на предоставление земельного участка Управление в течение двух недель с момента публикации информационного сообщения принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на определенном праве лицу, по инициативе и за счет которого производилось формирование земельного участка для целей, не связанных со строительством, и утверждении проекта его границ.
При наличии обоснованных возражений спор между заинтересованными лицами может быть урегулирован путем переговоров или в судебном порядке. До урегулирования спора рассмотрение вопроса предоставления земельного участка приостанавливается, о чем заявитель уведомляется в письменной форме. Повторное рассмотрение вопроса предоставления земельного участка производится после представления письменного заявления возражавшего лица о снятии возражений или на основании вступившего в законную силу судебного решения.
Как следует из материалов дела, публикация о предоставлении в аренду ООО "Е" земельного участка произведена в газете "В" 21.02.2008, а оспариваемый приказ принят 29.02.2008.
Сложившийся семидневный срок для подачи возражений заинтересованными лицами по вопросу предоставления земельного участка , судом первой инстанции обоснованно признан недостаточным для соблюдения принципа справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Кроме того, судом установлено, что в нарушение п. 2.5 Порядка не произведено согласование предоставляемого ООО "Е" земельного участка с собственником или балансодержателем находящихся на нем инженерных коммуникаций (теплопровода).
Не согласовано предоставление земельного участка ООО "Е" также и со смежным землепользователем (ООО "Л"), который о начале производства землеустроительных работ не извещался и не подписывал соответствующий акт согласования границ земельного участка.
В соответствии с п. 2.2 Порядка лица, заинтересованные в приобретении права на земельный участок, обращаются в Уполномоченный орган с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
- заверенные печатью юридического лица копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия руководителя, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц;
- оригинал и копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем заявителя);
- эскиз проекта границ испрашиваемого земельного участка;
- предварительное заключение органа архитектуры по месту расположения испрашиваемого земельного участка о возможност ипредоставления земельного участка в указанных целях.
Как следует из материалов дела, 27.12.2007 в Управление поступило заявление ООО "Е" (без номера и даты и приложений к нему) о предоставлении земельного участка площадью 10430 кв.м. по проспекту П., 47л.
Комиссия по предоставлению земельных участков при Главном управлении государственного имущества Воронежской области 21 января 2008 года приняла решение о возможности предоставления ООО "Е" земельного участка площадью 10430 кв.м. по проспекту П., 47л.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка осуществлялось на основании заявления ООО "Е" от 27.12.2007, к которому не были приложены необходимые документы, являются обоснованными, соответствуют хронологии его поступления и принятия комиссией решения от 21.01.2008.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Поскольку земельный участок предоставлен Управлением ООО "Е" с нарушением установленной законодательством процедуры, принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур, а также с нарушением прав и законных интересов ООО "Л", арбитражный суд обоснованно признал оспариваемый приказ незаконным.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А14-4163-2008/24/22 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2008 по тому же делу.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Л" государственную пошлину, уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей по платежному поручению от 16.02.2009 N 117.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого приказа), пунктом 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, также предусмотрено, что при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями.
...
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 марта 2009 г. N А14-4163-2008/24/22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании