Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 ноября 2009 г. N А62-111/2009 (Ф10-4835/09)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, от истца - М.С.С. - заместителя начальника отдела (доверенность N 65 от 14.10.2009), от ответчика: Н.О.В. - представителя (доверенность б/н от 02.11.2009);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, г. Смоленск, на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.06.2009 по делу N А62-111/2009, установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, г. Смоленск, обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к государственному унитарному предприятию "Смоленское областное предприятие пассажирского транспорта" (далее - ГУП "С"), г. Смоленск, о взыскании 1864000 руб. задолженности перед областным бюджетом за 2007 год по обязательным отчислениям части прибыли, полученной в 2006 финансовом году.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.06.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
В порядке апелляционного производства законность указанного судебного акта не проверялась.
Ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.06.2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1.4, 3.1 Устава ГУП "С" (в редакции, утвержденной распоряжением Администрации Смоленской области от 07.03.2007 N 173-ад), имущество предприятия в виде основных и оборотных средств, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения для обеспечения хозяйственной деятельности, находится в государственной собственности Смоленской области.
Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества предприятия, являются Администрация Смоленской области (собственник) и Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (уполномоченный орган) (пункт 1.5 Устава).
В соответствии с приложением N 2 к Закону Смоленской области от 28.11.2006 N 125-з "Об областном бюджете на 2007 год" на истца возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета - администратора поступлений в областной бюджет по коду 816 и источнику доходов областного бюджета 11107012020000120"доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации".
Согласно пункту 4.1.6 раздела 4 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86, департамент наделен полномочиями на обращение в судебные органы с исками в защиту интересов Смоленской области по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик в 2007 году не исполнил своих обязательств перед областным бюджетом по отчислению части полученной в 2006 году прибыли, в связи с чем за ним образовалась задолженность в сумме 1864000 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы сторон, дал им правильную юридическую оценку и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ предусмотрено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 2002 N 161-ФЗ, закрепляющая порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктом 4.7 Устава предприятия предусмотрено перечисление в областной бюджет части прибыли от использования государственного имущества в порядке и размере, установленном областными законами и иными нормативными правовыми актами Смоленской области.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что зачислению в областной бюджет подлежит часть прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, полученной по факту использования государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
В силу ст. 248 Налогового кодекса РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы.
В соответствии с п.п. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.10.2004 по делу N А62-585-Н/2004 ГУП "С" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с распоряжениями Администрации Смоленской области от 21.11.2006 N 1024-р/адм "О разработке проекта областного закона "О внесении изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2006 год" и от 06.12.2006 N 1066-р/адм "Об удовлетворении требований кредиторов государственного унитарного предприятия "С" в целях прекращения процедуры банкротства и сохранения имущества должника в государственной собственности Смоленской области Департаменту финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области было поручено запланировать выделение 18885230 руб. средств областного бюджета для удовлетворения требований реестровых кредиторов предприятия, а Департаменту Смоленской области по промышленности, транспорту и связи (отраслевому органу, в ведомственной принадлежности которого находится предприятие - должник) - направить выделенные денежные средства в сумме 18885230 руб. на указанные цели.
На основании статьи 125 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" платежными поручениями от 07.12.2006 Департамент Смоленской области по промышленности, транспорту и связи напрямую, минуя банковские счета ответчика, одновременно перечислил на банковские счета казначейства целевые бюджетные средства на общую сумму 18885,3 тыс.руб. в порядке полного погашения требований конкурсных кредиторов должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Определением от 21.12.2006 арбитражный суд прекратил производство по делу N А62-585-Н/2004 о несостоятельности (банкротстве) ГУП "С" в связи с удовлетворением собственником имущества должника всех требований реестровых кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
При таких обстоятельствах суд области пришел к обоснованному выводу о том, что средства областного бюджета в сумме 18885,3 тыс.руб., направленные минуя банковские счета ответчика на погашение требований его конкурсных кредиторов с целью сохранения закрепленного за должником имущества в государственной собственности Смоленской области, не могут быть квалифицированы в качестве прибыли ответчика, полученной от использования государственного имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
При этом то обстоятельство, что ответчик отразил указанные средства в системе своего бухгалтерского учета по строке 090 "Прочие доходы" в качестве внереализационных доходов и учел их при формировании финансового результата предприятия за 2006 год по показателю строки 190 "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода" по форме N 2 по ОКУД приложения к балансу "Отчет о прибылях и убытках за 2006", не влияет на правовую квалификацию юридической природы этих средств.
Так, показатель по коду 190 "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода" формы N 2 по ОКУД приложения к балансу "Отчет о прибылях и убытках за 2006 год" в сумме 18640 тыс.руб. сформирован ответчиком на основе показателя по коду 090 "Прочие доходы" в сумме 18885 тыс.руб. (бюджетные средства, направленные собственником на погашение задолженности перед реестровыми кредиторами ответчика с целью сохранения закрепленного за ним имущества в государственной собственности Смоленской области) за минусом 245 тыс.рублей (фактический убыток предприятия) (18885 тыс.руб.- 245 тыс.руб.=18640 руб.).
Сумма фактического убытка за 2006 год в размере 245 тыс. руб. определена исходя из показателей кодов 010, 020, 100, 150, 180 формы N 2 по ОКУД приложения к балансу "Отчет о прибылях и убытках за 2006 год", а также данных, содержащихся в налоговой декларации по налогу на прибыль организации.
Таким образом, финансовым результатом деятельности предприятия за 2006 год явился убыток в сумме 245 тыс.руб.
Кроме того, согласно результатам выездной налоговой проверки, отраженным в акте Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска от 04.06.2008 N 12/77, при формировании финансового результата и налогообложении прибыли за 2006 год ответчиком не допущено нарушений положений законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.06.2009 по делу N А62-111/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 ноября 2009 г. N А62-111/2009 (Ф10-4835/09)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании