Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 ноября 2009 г. N А62-6223/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от административного органа: С.Е.А. - представителя (дов. от 24.08.09 N 3171/01, пост.), М.Н.А. - представителя (дов. от 24.08.09 N 3172/01);
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Б.С.В. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.08.2009 г. по делу N А62-6223/2009, установил:
Индивидуальный предприниматель Б.С.В. (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным постановления Департамента экономического развития и торговли Смоленской области (далее - Департамент) по делу об административном правонарушении от 29.07.2009 г. N 02/03-02-10.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.08.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В частности, ссылается на то, что регулирование цен по продукты детского питания в Смоленской области осуществляется вопреки действующему Гражданскому законодательству (п. 1 ст. 424 ГК РФ), а также приводит довод о том, что при установлении факта завышения предельно допустимого размера торговых надбавок на реализуемый товар не были учтены такие затраты по продаже как стоимость аренды торговой площади, затраты, связанные с хранением товара, расходы на оплату энергоснабжения и т.п.
Изучив материалы дела, заслушав представителей административного органа, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в результате проведения Департаментом экономического развития и торговли Смоленской области плановых мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением предпринимателем порядка ценообразования при осуществлении им реализации продуктов детского питания в магазине "П", расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Л., д. 7/2, установлено, что индивидуальным предпринимателем Б.С.В. розничные цены на продукты детского питания сформированы с применением торговой надбавки в размере до 38,0%, что является нарушением требований постановления Администрации Смоленской области от 19.07.2004 г. N 246 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)", которым установлен предельный размер торговой надбавки для организаций розничной торговли при реализации в городах указанных продуктов в размере до 16% к цене приобретения товара.
По результатам проверки составлен акт от 27.07.2009 г. N 4/03-02-10, с которым предприниматель ознакомлен лично.
По данному факту Департаментом составлен протокол об административном правонарушении от 27.07.2009 г. NN 2/03-02-10 с которым предприниматель ознакомлен, протокол им получен лично; в протоколе указано о необходимости явки 29.07.2009 г. к 10-00 часам в Департамент для рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании материалов по делу об административном правонарушении первым заместителем начальника Департамента вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 29.07.2009 г. N 02/03-02-10, в соответствии с которым предприниматель Б.С.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 50000 рублей. При рассмотрении дела об административном правонарушении Предприниматель присутствовал лично, о чем свидетельствует его подпись на указанном постановлении; постановление получено 29.07.2009 г.
Не согласившись с постановлением Департамента, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Довод предпринимателя о том, что регулирование цен по продукты детского питания в Смоленской области осуществляется вопреки действующему Гражданскому законодательству, рассматривался судом и правомерно отклонен.
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе и торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Пунктом 5 названного Постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3.54 Положения о Департаменте экономического развития и торговли Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 14.10.2008 г. N 568, Департамент осуществляет государственное регулирование цен в пределах предоставленных полномочий, а также государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.
Постановлением Администрации Смоленской области от 19.07.2004 г. N 246 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)" для организаций розничной торговли к цене приобретения установлен предельный размер торговой надбавки - 16 процентов при реализации продукции в городах.
Данное постановление Администрации, регулирующее цены по продукты детского питания, действует на территории Смоленской области в соответствии с вышеуказанным законодательством.
Довод предпринимателя о том, что при установлении факта завышения предельно допустимого размера торговых надбавок на реализуемый товар судом не учтена себестоимость товара, затраты по продаже, обоснованно не принят во внимание, так как противоречит действующему на территории Смоленской области Постановлению Администрации Смоленской области от 19.07.2004 г. N 246 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)", в соответствии с которым установление торговых надбавок должно производиться к цене приобретения.
Устанавливая данные обстоятельства, суд правомерно принял во внимание товарные накладные, счета-фактуры, сертификаты соответствия, из которых следует, что предпринимателем для реализации приобретались продукты, предназначенные для детского питания (коды 916367, 916363, 916361 и другие), при этом торговая надбавка на отдельные виды продуктов достигала 38,0%.
Частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена ответственность должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), в виде взыскания административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Поскольку материалами дела подтверждены нарушения предпринимателем положений приведенного законодательства о ценообразовании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не выявлено.
С учетом изложенного суд правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом правовых норм, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, принятое по делу решение надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.08.2009 г. по делу N А62-6223/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Б.С.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 названного Постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
...
Частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена ответственность должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), в виде взыскания административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Поскольку материалами дела подтверждены нарушения предпринимателем положений приведенного законодательства о ценообразовании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2009 г. N А62-6223/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании