Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 ноября 2009 г. N А68-9931/08
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - К.А.Н. - представителя (доверенность N 7в от 12.12.2008); от ответчика: К.О.Н. (доверенность N 25-11-17/1552 от 27.07.2009), И.Л.И. (доверенность N 60-К-1/2445 от 22.12.2008); от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Т" на решение Арбитражного суда Тульской области от 01.06.2009 по делу N А68-9931/08, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т"), г. Тула, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области о взыскании 77732357,48 руб. в возмещение убытков за счет казны Тульской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Т" и Администрация Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.06.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
В порядке апелляционного производства законность указанного судебного акта не проверялась.
Ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, ООО "Т" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 01.06.2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая требования п. 3 ст. 284 АПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующих обстоятельств.
Как установлено судом области и усматривается из материалов дела, постановлениями Администрации Тульской области N 53 от 26.01.2005 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области в 2005 году" на территории Тульской области был введен единый месячный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для определенных категорий жителей Тульской области.
Стоимость ЕМЛПБ, подлежащая оплате гражданами, имеющими право на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, была установлена в размере 100 рублей.
Стоимость обычного месячного проездного билета на три вида транспорта, подлежащая оплате гражданами, не имеющими право на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, была установлена постановлением администрации Тульской области от 19.01.2005 N 25 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электротранспортом" в размере 305 рублей.
Постановлением Администрации Тульской области от 28.02.2005 N 163 утвержден Порядок финансирования из бюджета Тульской области расходов на покрытие убытков организаций, осуществляющих пассажирские перевозки общественным транспортом, в соответствии с которым из бюджета Тульской области подлежат возмещению убытки организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах, возникающие в результате реализации единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области.
Возмещение расходов за предоставление услуг по пассажирским перевозкам осуществляется на основании заключенных в установленном порядке договоров.
ООО "Т" заключило с МУП "Т" агентские договоры от 27.01.2005 N Т-014 и от 01.03.2005 N Т-088, по условиям которых ООО "Т" полностью передало МУП "Т" все свои права и обязанности, связанные с реализацией ЕМЛПБ и получением из бюджета Тульской области сумм возмещения убытков, причитающихся ООО "Т".
В соответствии с порядком финансирования убытков, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 28.02.2005 N 163, между администрацией Тульской области и МУП "Т" был заключен договор от 17.02.2005 N 65-К-1/335 "О возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по единому месячному льготному проездному билету по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) в 2005 году".
Указанный договор предусматривал обеспечение возмещения МУП "Т" из бюджета Тульской области убытков, возникающих, в частности, и от введения единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области.
В соответствии договором от 17.02.2005 N 65-К-1/335 администрация Тульской области возмещала убытки МУП "Т", а не ООО "Т", в свою очередь МУП "Т" перечисляло поступающие средства из бюджета Тульской области истцу на условиях агентских договоров от 27.01.2005 N Т-014 и от 01.03.2005 N Т-088.
Ссылаясь на то, что расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены не в полном объеме, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы сторон, дал им правильную юридическую оценку и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 40 Закона Тульской области от 31.12.2004 N 500-ЗТО "О бюджете Тульской области на 2005 год" было установлено, что возмещение из бюджета области убытков организаций, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг транспорта общего пользования, а также в случае регулирования тарифов на эти услуги, осуществляется в пределах средств, предусмотренных по подразделу "Транспорт", в порядке, определяемом администрацией области (в ред. Закона Тульской области от 03.06.2005 г. N 581-ЗТО).
Администрация Тульской области выполнила все принятые на себя в соответствии с Законом Тульской области "О бюджете Тульской области на 2005 год" и постановлением администрации Тульской области от 28.02.2005 N 163 обязательства по возмещению убытков, связанных с предоставлением льгот по ЕМЛПБ в 2005 году, перед транспортными организациями в полном объеме, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, истец получал 100 рублей от граждан, имеющих право на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания (в качестве оплаты за приобретенный ЕМЛПБ) и 205 рублей из бюджета Тульской области (в качестве возмещения убытков).
В связи с этим фактический доход истца от перевозки граждан по ЕМЛПБ составлял 305 рублей за каждый ЕМЛПБ, что соответствует стоимости обычного месячного проездного билета на три вида транспорта, подлежащей оплате гражданами, не имеющими право на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец фактически не предоставлял гражданам, имеющим право на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, бесплатно или по льготным ценам услуги по проезду в общественном транспорте, то есть не предоставлял бесплатный или льготный проезд, а осуществлял перевозку граждан по ЕМЛБП, который уже был оплачен в установленном порядке.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем, истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что граждане, приобретшие ЕМЛПБ, воспользовались услугами истца.
Каких-либо доказательств в подтверждение размера заявленных ко взысканию убытков, возникших, по мнению истца, в связи с перевозкой отдельных категорий жителей Тульской области по ЕМЛПБ, последним также не представлено.
Таким образом, учитывая, что истец не доказал наличие и размер убытков, вину ответчика в их возникновении, а также причинно-следственную связь между действием (бездействием) ответчика и понесенными им убытками, суд области правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
При этом не могут быть приняты ссылки заявителя жалобы на постановления Госкомстата РФ от 31.10.2002 N 207 и от 28.06.2002 N 149, поскольку размер возмещения из бюджета Тульской области убытков организаций, осуществляющих перевозку граждан по ЕМЛПБ в размере 205 руб. установлен Законом Тульской области "О бюджете Тульской области на 2005 год" от 31.12.2004 N 500-ЗТО и постановлением администрации Тульской области от 28.02.2005 N 163.
Истец добровольно принял на себя обязательства осуществлять перевозку пассажиров по ЕМЛПБ на автобусных и троллейбусных маршрутах города Тула по муниципальному заказу на основании договора от 28.02.2005 N 30 на выполнение муниципального заказа по перевозке пассажиров на городских троллейбусных маршрутах по единым тарифам на 2005 год и договора от 08.07.2005 г. N 97 на выполнение муниципального заказа по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах на 2005 год, заключенных МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы", ООО "Т" и Финансово-казначейским управлением Управы г. Тулы.
При заключении договоров истцу было известно об условиях, предусмотренных договорами перевозок, а также о порядке и размере возмещения из бюджета области убытков организациям, осуществляющим пассажирские перевозки по ЕМЛПБ, установленных нормативными правовыми актами Тульской области, а именно о возмещении убытков в размере 205 рублей за каждый проданный ЕМЛПБ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 01.06.2009 по делу N А68-9931/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2009 г. N А68-9931/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании