Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 ноября 2009 г. N А08-6057/2009-26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - Т.В.И. - представителя (дов. от 25.11.2009 N 58/11/09 пост.), от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе - Л.М.Ю. - главного специалиста-эксперта (дов. от 25.12.2008 N 97 пост.);
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества Магазин "О" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2009 по делу N А08-6057/2009-26, установил:
Открытое акционерное общество Магазин "О" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 14.07.2007 N 54-09-00295/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700000 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО Магазин "О" просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки соблюдения ОАО Магазин "О" норм законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг, установлен факт непредставления в регистрирующий орган ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 1 квартал 2009 года, что является нарушением ст. 30 Федерального закона от 24.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и раздела V "Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 30.06.2009 N 54-09-0494/пр-ап.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 22.04.1996 г."
Постановлением Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 14.07.2009 N 54-09-00295/пн ОАО Магазин "О" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в суд.
Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Однако, кассационная инстанция считает, что судом не дана оценка доказанности административным органом вины общества в совершении правонарушения.
Статьей 26.1 Кодекса предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина общества в силу требований ст. 2.2 КоАП РФ и ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.
Из материалов дела усматривается, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился констатацией выявленных нарушений. При этом в нарушение ст. 29.10 КоАП РФ вопросы о том, в чем выразилась вина общества, какое виновное действие или бездействие допустило общество, какие меры общество должно было предпринять, но не предприняло, имелась ли у общества возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг, региональным отделением не исследовались.
Как следует из п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Признавая законным постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 14.07.2007 N 54-09-00295/пн, суд первой инстанции не учел, что в нарушение изложенного в указанном постановлении не установлены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, которые согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания юридическому лицу.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции в нарушении п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не рассмотрел вопрос о наличии оснований для применения нормы ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения спора, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит учесть изложенное.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2009 по делу N А08-6057/2009-26 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 ноября 2009 г. N А08-6057/2009-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании