Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 ноября 2009 г. N А09-5070/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Дятьковском муниципальном районе и городском округе города Фокино Брянской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; от Муниципального унитарного предприятия "Фокинское ЖЭУ" - З.М.В. - представитель, доверенность от 01.06.2009 N 3;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Дятьковском муниципальном районе и городском округе города Фокино Брянской области на определение Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 по делу N А09-5070/2009, установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Дятьковском муниципальном районе и городском округе города Фокино Брянской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Фокинское ЖЭУ" (далее - Предприятие) задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 73145,52 руб.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2009 заявление оставлено без рассмотрения в порядке пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные определение и постановление суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Брянской области от 27.04.2009 по делу N А09-8096/2008 Предприятие признано несостоятельным должником (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Установив наличие задолженности Предприятия по уплате страховых на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 года Управлением 15.05.2009 в адрес страхователя направлено требование N 30 об уплате недоимки по страховым взносам за указанный период в размере 70962 руб. и начисленных на нее пени - 2183,52 руб.
Поскольку требование добровольно страхователем не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Оставляя заявление органа пенсионного страхования без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве" разъяснено, что в силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей.
Пунктом 6 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30-го марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, которым в силу ст. 23 данного Федерального закона признается календарный год.
Учитывая изложенное, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 год возникла с даты окончания отчетного периода, то есть с 01.04.2009 и срок исполнения данной обязанности определен до 15.04.2009.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.04.2009 по делу N А09-8096/2008 о признании МУП "Фокинское ЖЭУ" должником (банкротом) и открытии конкурсного производства принято 27.04.2009.
В силу абз. 6 п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что срок уплаты МУП "Фокинское ЖЭУ" страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 1 квартал 2009 года считается наступившим до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Как следует из материалов дела, с заявлением о взыскании с должника указанной задолженности Управление обратилось в арбитражный суд в период проведения конкурсного производства в отношении Предприятия.
Учитывая требование статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление Управления Пенсионного фонда РФ о взыскании с МУП "Фокинское ЖЭУ" задолженности по страховым взносам за 1 квартал 2009 года и начисленных пени на эту недоимку должно рассматриваться в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Доводы Управления о том, что спорные платежи являются текущими, поскольку день подачи расчета за 1 квартал 2009 года установлен - 20 апреля 2009 года, а обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за данный налоговый период возникает 13 мая 2009 года - после открытия конкурсного производства, обоснованно отклонены судебными инстанциями по основаниям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 по делу N А09-5070/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2009 г. N А09-5070/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании