Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 ноября 2009 г. N А09-8650/2008 (Ф10-4472/09)
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 октября 2009 г. N А09-8650/2008
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: Унечского МУП ЖКО - К.С.П. - представитель (дов. N 403 от 09.02.09); от ответчиков: ГУ "О" - не явился (извещено надлежаще); Финансового управления Брянской области - не явился (извещено надлежаще); Управления социальной защиты населения Брянской области - не явился (извещено надлежаще); Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ - не явился (извещено надлежаще);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Брянской области от 20 мая 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по делу N А09-8650/2008, установил:
Унечское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального обслуживания обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к государственному учреждению "О" о взыскании (с учетом уточнений) 1209818 руб. 59 коп. убытков; обязании ответчика в дальнейшем возмещать льготы, предоставленные по решениям Унечского районного суда.
Определениями Арбитражного суда Брянской области от 09.12.2008, от 10.02.2009 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Финансовое управление Брянской области, Управление социальной защиты населения Брянской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2009 исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Унечского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального обслуживания взыскано 1025270 руб. убытков, в части взыскания 184548 руб. 59 коп. отказано. В иске к ГУ "О", Финансовому управлению Брянской области, Управлению социальной защиты населения Брянской области отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 решение суда от 20.05.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит отменить решение суда от 20.05.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.08.2009, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм процессуального и материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца, возражая доводам жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители других, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено без их участия, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 оставить без изменения.
Судебными инстанциями установлены следующие обстоятельства:
Согласно уставу Унечское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального обслуживания оказывало услуги населению по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию жилищного фонда. Оплата услуг гражданами производилась по тарифам, утвержденным решениями Унечского городского Совета народных депутатов. Отдельная категория граждан оплачивала услуги с применением льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Унечское МУП ЖКО предоставляло инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, 50 % скидку на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Возмещение расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот, производилось из средств федерального бюджета.
С 2007 года финансирование расходов истца осуществляет ГУ "О" по договорам N 13 от 25.01.2007, N 13 от 01.01.2008.
Льгота не ниже 50 % на оплату жилищного фонда (содержание и ремонт) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде, истцом не предоставлялась.
Решениями Унечского районного суда Брянской области, принятыми в период с 2007 года по 2008 год по искам граждан, являющихся инвалидами или имеющих детей-инвалидов, проживающих в приватизированных (частных) жилых помещениях, действия Унечского МУП ЖКО по отказу в предоставлении скидки не ниже 50 % по оплате жилого фонда (содержание и ремонт) признаны незаконными. Унечское МУП ЖКО было обязано судом произвести перерасчет по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, а также в дальнейшем предоставлять данным гражданам скидку 50 % на содержание и ремонт жилого помещения
Согласно расходным кассовым ордерам, истец, на основании решений суда общей юрисдикции, предоставило скидки гражданам, имеющим льготы, не ниже 50 % на оплату жилого помещения (содержание и ремонт), произвело перерасчет, в том числе в августе 2008 года на сумму 606155 руб. 36 коп., в сентябре 2008 года на сумму 121155 руб. 06 коп., в октябре 2008 года на сумму 162700 руб. 17 коп., в ноябре 2008 года на сумму 128045 руб. 93 коп., в декабре 2008 года на сумму 114855 руб. 49 коп., в январе 2009 года на сумму 76906 руб. 58 коп., всего на сумму 1209818 руб. 59 коп.
Поскольку расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг (содержание и ремонт жилого помещения), в установленном законом порядке возмещены не были, Унечское МУП ЖКО обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Вступившими в законную силу решениями Унечского районного суда Брянской области, принятыми в период с 2007 года по 2008, был установлен факт незаконного не предоставления истцом льгот на оплату жилого помещения (содержание и ремонт) гражданам, являющимся инвалидами, и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде.
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе расходными кассовыми ордерами, подтверждено исполнение Унечским МУП ЖКО названных судебных актов. Общая суммы расходов по предоставлению соответствующей льготы и в результате произведенного перерасчета составила 1209818 руб. 59 коп.
Статьей 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В частности, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении Российской Федерацией в лице уполномоченного органа принятых в соответствии с названным законом обязательств, а равно выделение субвенций в объеме, необходимом для компенсации предоставленных льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, Министерством финансов РФ представлено не было.
В соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, проверив расчет заявленных истцом убытков и исключив из их состава НДС, суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в сумме 1025270 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку как несостоятельные. Оснований для переоценки представленных в материалы дела доказательств и сделанных на их основе выводов судов, суд кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287; ст. 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 20 мая 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по делу N А09-8650/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетоворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2009 г. N А09-8650/2008 (Ф10-4472/09)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании