Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 ноября 2009 г. N А14-2096/2009/37/10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "В" - С.Ж.А. - представитель, доверенность, от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Федерального государственного учреждения "З" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации городского округа город Воронеж - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления лесного хозяйства Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2009 по делу N А14-2096/2009/37/10, установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "В" (далее - "Л") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области (далее - Управление Роснедвижимости) по удостоверению кадастровых паспортов в отношении лесных участков Правобережного лесничества с кадастровыми номерами: 36:34:0601007:52, 36:34:0601010:118, 36:34:0601010:117, 36:34:0601007:53, 36:34:0601010:123, 36:34:0601010:125, 36:34:0601010:129, 36:34:0601007:56, 36:34:0601010:122, 36:34:0601010:121, 36:34:0602011:42, 36:34:0602011:44, 36:34:0602011:43, 36:34:0601008:7, 36:34:0601010:124, 36:34:0601006:22, 36:34:0601010:128, 36:34:0601008:4, 36:34:0601010:120, 36:34:0601009:10, 36:34:0601006:32, 36:34:0601006:34, 36:34:0601006:30, 36:34:0601006:25, 36:34:0601006:29, 36:34:0601006:23, 36:34:0601006:27, 36:34:0601006:26, 36:34:0602007:44, 36:34:0601006:31, 36:34:0602001:99, 36:34:0602007:45, 36:34:0601006:24, 36:34:0601006:28, 36:34:0601003:48, 36:34:0601003:47, 36:34:0601003:49, 36:34:0601002:2, 36:34:0601003:50, 36:34:0601010:126, 36:34:0601004:50, 36:34:0601006:33, 36:34:0601010:116, 36:34:0601001:63, 36:34:0601002:3, 36:34:0601003:51, 36:34:0601008:3, 36:34:0601010:130 36:34:0601007:55, 36:34:0601007:54, 36:34:0601008:8, 36:34:0601008:6, 36:34:0601008:5, 36:34:0601009:11, 36:34:0601009:9, 36:34:0601010:132, 36:34:0601010:133, 36:34:0601010:127, 36:34:0601010:131, 36:34:0602001:100, 36:34:0602011:45, 36:34:0602012:8, 36:34:0202022:33, 36:34:0601010:119 (далее - кадастровые номера 36:34:0601007:52 - 36:34:0601010:119) в части их отнесения к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: жилые, общественные здания, учебно-опытный Лесхоз; обязании Управления Роснедвижимости в отношении лесных участков Правобережного лесничества с указанными кадастровыми номерами внести в Государственном кадастре недвижимости следующие изменения:
- земли населенных пунктов изменить на категорию земель - земли лесного фонда;
- разрешенное использование: жилые, общественные здания, Учебно-опытный лесхоз изменить на разрешенное использование: осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Лесотехнической академией был осуществлен раздел принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного площадью 21 230 000 кв. м (2 123 га), расположенного на территории Правобережного лесничества, на ряд земельных участков, в связи с чем направлено обращение в Управление Роснедвижимости за постановкой сформированных земельных участков на государственный кадастровый учет.
В выданных кадастровых паспортах земельных участков указаны категории земель - "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования земель - "жилые, общественные здания и учебно-опытный лесхоз".
Не согласившись с указанием в кадастровых паспортах категории и вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0601007:52 - 36:34:0601010:119, Лесотехническая академия обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
По мнению Лесотехнической академии, земли Правобережного лесничества Учебно-опытного лесхоза относятся к категории земель лесного фонда с разрешенным видом использования - использование лесов для образовательной и научной деятельности.
Указание Управлением Роснедвижимости иной категории и вида разрешенного использования земельных участков в кадастровых паспортах нарушает принцип единства государственного кадастра недвижимости, а также сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Кроме того, Управлением по существу изменена категория земель федеральной собственности, что не входит в компетенцию Управления и относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные Лесотехнической академией требования, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
Состав земель в Российской Федерации определен статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации
Земли лесного фонда и земли населенных пунктов относятся к различным категориям по своему целевому назначению. Землями лесного фонда признаются лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (часть 1 статьи 101 ЗК РФ). Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (части 1, 2 статьи 83 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на земли, а также земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (в редакции, действовавшей на момент регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки) к федеральной собственности относились лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны.
В состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесной растительностью и предназначенные для ее восстановления) и нелесные земли (предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда) - статья 8 Лесного кодекса 1997 года.
Статья 63 Лесного кодекса 1997 года предусматривала, что перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРПН), 09.08.2000 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Воронежской государственной лесотехнической академии на участок лесного фонда, площадью 21 230 000 кв. м (свидетельство N 36 186554), а 16.07.2004 - право собственности Российской Федерации (свидетельство N 36 АА 982293). Данный земельный участок в ЕГРПН значится землями лесного фонда для ведения лесного хозяйства.
Указанные записи в установленном порядке не оспорены.
В соответствии со справкой Южного филиала государственного унитарного предприятия "Р" "В" от 08.10.2008 N 14/1274-исх, границы земель лесного фонда в межевом деле Правобережного лесничества Учебно-опытного лесхоза ВГЛТА соответствуют границам земель лесного фонда, указанным в лесоустроительной документации.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок Лесотехнической академии площадью 2123 га, расположенный на территории Правобережного лесничества, относится к землям лесного фонда. Оснований для переоценки указанных выводов суда в кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; документах государственного земельного кадастра; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Такими документами в отношении спорного земельного участка являются:
распоряжение Совета Министров СССР N 10925-р от 10.09.1946, которым Воронежской государственной лесотехнической академии передан в бессрочное пользование участок лесного фонда с Учебно-опытным лесхозом в границах и по балансу на 01.06.1946;
приказ по Министерству лесного хозяйства СССР и по Министерству высшего образования СССР N 100/242 от 23 февраля, 2 марта 1948 года,
свидетельства о государственной регистрации права собственности и права постоянного (бессрочного пользования).
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, созданной в установленном Правительством Российской Федерации порядке и объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.
Как следует из пункта 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Правоустанавливающим документом на земельный массив, из которого образованы спорные земельные участки, является распоряжение Совета Министров СССР от 10.09.1946 N 10925-р, в котором прямо указана категория передаваемых Лесотехнической академии земель - участок лесного фонда с Учебно-опытным лесхозом в границах и по балансу на 01.06.1946.
Учитывая изложенные требования закона, Управление при проведении кадастрирования спорных земельных участков обязано было учитывать сведения, содержащиеся в правоустанавливающих документах и ЕГРПН, подтверждающие категорию земель и разрешенный вид их использования.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что действия Управления, связанные с изменением ранее установленной категории земель лесных участков с кадастровыми номерами 36:34:0601007:52 - 36:34:0601010:119 и разрешенного вида их использования, являются незаконными и направлены на нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и ГОУ ВПО "В".
Кроме того, приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки", в соответствии с которым (пункт 6.2.17) в строку "9" - разрешенное использование заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Как указано выше, вид разрешенного использования, предусмотренный правоустанавливающими документами на спорный земельный участок, Управлением Роснедвижимости при совершении оспариваемых действий не учитывался.
Порядок перевода земель из одной категории в другую регламентируется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В силу п. 5 ч. 4 ст. 2 данного Закона для перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо, в том числе согласие правообладателя земельного участка.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 N 647 "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий должны быть возмещены потери лесного хозяйства путем взимания платы за указанный перевод.
Согласно пунктам 12, 13 указанного постановления, плата за перевод земель перечисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Плата за перевод земель перечисляется не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу соответствующего решения о переводе земель.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела оспариваемые действия Управления Роснедвижимости по удостоверению кадастровых паспортов в отношении лесных участков Правобережного лесничества (с кадастровыми номерами 36:34:0601007:52 - 36:34:0601010:119) по существу представляют собой действия по изменению категории и вида разрешенного использования данных участков.
Между тем, установленный законодательством порядок изменения категории и вида разрешенного использования не соблюден, так как уполномоченный на это орган - Правительство Российской Федерации соответствующего решения не принимал, согласие правообладателя спорного земельного участка на изменение сведений о земельном участке получено не было, плата за перевод лесных земель в нелесные земли в федеральный бюджет не перечислялась.
Заявитель кассационной жалобы считает, что основанием для установления категории и вида разрешенного использования лесных участков послужил принятый нормативный акт о включении в состав городской черты города Воронежа.
Указанный довод судом обоснованно отклонен, так как утверждение границ городской черты не сопровождалось переводом в установленном порядке спорных лесных участков в земли населенных пунктов.
Таким образом, поскольку оспариваемые действия произведены Управлением Роснедвижимости без учета приведенных выше норм права и нарушают права и законные интересы Лесотехнической академии, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Оснований считать, что при рассмотрении настоящего дела по существу заявленных требований арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права у кассационной инстанции не имеется.
Также арбитражный суд обоснованно, учитывая положения статьи 110 АПК РФ, взыскал с Управления Роснедвижимости в пользу Лесотехнической академии расходы на уплату последним государственной пошлины за рассмотрение заявления по настоящему делу.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2009 по делу N А14-2096/2009/37/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 ноября 2009 г. N А14-2096/2009/37/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании