Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 ноября 2009 г. N А14-876/2009/19/22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от индивидуального предпринимателя Л.Г.И. - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления лесного хозяйства - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации городского округа город Воронеж - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области и Федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2009 по делу N А14-876/2009/19/22, установил:
Индивидуальный предприниматель Л.Г.И. обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными: действий Федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области по отнесению земельных участков кадастровый номер 36:34:0516001:51 и кадастровый номер 36:34:0406052:5 к категории "земли населенных пунктов"; действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области по удостоверению кадастровых паспортов в отношении земельных участков с указанными кадастровыми номерами в части их отнесения к категории "земли населенных пунктов"; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области в отношении названных земельных участков внести изменения: категорию "земли населенных пунктов" изменить на "земли лесного фонда".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационных жалобах заявители просят отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, по договору от 18.12.2007 N 62 Управлением лесного хозяйства Воронежской области передан в аренду предпринимателю Л.Г.И. лесной участок для осуществления рекреационной деятельности площадью 27,3 га, расположенный по адресу: Воронежская область, г, Воронеж, Новоусманское лесничество, Гремяченское участковое лесничество (Новоусманский лесхоз, Гремяченское лесничество, урочище "Чижовская дача", квартал 72, выдел 25, площадь 1,2 га; выдел 29, площадь 0,6 га; выдел 31, площадь 1,5 га; выдел 32, площадь 0,6 га; выдел 33, площадь 0,6 га (площадь по кварталу 72 - 4,5 га); квартал 73, выдел 1, площадь 0,8 га; выдел 2, площадь 1.2 га; выдел 3, площадь 1,3 га; выдел 4, площадь 1,9 га; выдел 5, площадь 0,7 га; выдел 6, площадь 0,8 га; выдел 7, площадь 0,5 га; выдел 8, площадь 0,8 га; выдел 9, площадь 0,9 га; выдел 10, площадь 1,0 га: выдел И, площадь 1,4 га; выдел 12, площадь 4.4 га; выдел 13, площадь 0,6 га; выдел 14, площадь 0.2 га; выдел 15, площадь 2,3 га; выдел 16, площадь 0,7 га; выдел 17, площадь 0,7 га; выдел 18, площадь 0,2 га; выдел 19, площадь 0,5 га; выдел 20, площадь 1,1; выдел 21, площадь 0,8 га (площадь по кварталу 73 - 22,8 га), общая площадь лесного участка 27,3 га).
В соответствии с Приложением 2 к договору аренды целевое назначение арендуемого участка лесного участка - "Защитные леса". В соответствии с Приложением 3 к указанному договору целевое назначение арендуемого лесного участка - "Защитные леса".
Номер учетной записи земельного участка в государственном лесном реестре от 18.12.2007 N 64.
Право собственности на участки лесного фонда Новоусманского лесничества зарегистрировано за Российской Федерацией (свидетельство о государственной регистрации серии 36-АБ N 331400, запись регистрации N 36-36-01/262/2005-127).
Упомянутый договор аренды на лесной участок зарегистрирован Едином государственном реестре права на недвижимое имущество 25.03.2008 за регистрационным номером 36-36-01\033\2008-209 с указанием категории земель арендуемого участка - "Земли лесного фонда".
Для постановки арендуемого участка на кадастровый учет предприниматель Л.Г.И. обратился в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области.
Поскольку Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области и Федеральным государственным учреждением "З" по Воронежской области 29.10.2008 оформлены и утверждены два кадастровых паспорта спорного земельного участка с разбивкой его по кварталам N 34-21\08-3556 квартал 72 (кадастровый номер 36:34:0406052:5) и N 34-21108-3555 квартал 73 (кадастровый номер 36:34:0516001:51) с указанием категории земельного участка - "Земли населенных пунктов", предприниматель Л.Г.И. обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
Состав земель в Российской Федерации определен статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации
Земли лесного фонда и земли населенных пунктов относятся к различным категориям по своему целевому назначению. Землями лесного фонда признаются лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (часть 1 статьи 101 ЗК РФ). Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (части 1, 2 статьи 83 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на земли, а также земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (в редакции, действовавшей на момент регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки) к федеральной собственности относились лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны.
В состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесной растительностью и предназначенные для ее восстановления) и нелесные земли (предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда) - статья 8 Лесного кодекса 1997 года.
Статья 63 Лесного кодекса 1997 года предусматривала, что перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРПН), зарегистрированы право собственности Российской Федерации на спорный лесной участок (запись о регистрации N 36-36-01/262/2005-127), а также договор аренды спорных участков(запись о регистрации 36-36-01\033\2008-209). Данный земельный участок в ЕГРПН значится землями лесного фонда.
Указанные записи в установленном порядке не оспорены.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда. Оснований для переоценки указанных выводов суда в кассационной инстанции не имеется.
В порядке п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Кроме того, приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки", в соответствии с которым (пункт 6.2.17) в строку "9" - разрешенное использование заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Как указано выше, вид разрешенного использования, предусмотренный правоустанавливающими документами на спорный земельный участок при совершении оспариваемых действий не учитывался.
Порядок перевода земель из одной категории в другую регламентируется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В силу п. 5 ч. 4 ст. 2 данного Закона для перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо, в том числе согласие правообладателя земельного участка.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 N 647 "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий должны быть возмещены потери лесного хозяйства путем взимания платы за указанный перевод.
Согласно пунктам 12, 13 указанного постановления, плата за перевод земель перечисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Плата за перевод земель перечисляется не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу соответствующего решения о переводе земель.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемые действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области и Федерального государственного учреждения "З" в отношении лесных участков, арендуемых предпринимателем по существу представляют собой действия по изменению категории и вида разрешенного использования данных участков.
Между тем, установленный законодательством порядок изменения категории и вида разрешенного использования не соблюден, так как уполномоченный на это орган - Правительство Российской Федерации соответствующего решения не принимал, согласие правообладателя спорного земельного участка на изменение сведений о земельном участке получено не было, плата за перевод лесных земель в нелесные земли в федеральный бюджет не перечислялась.
Заявители кассационных жалоб считают, что основанием для установления категории и вида разрешенного использования лесных участков послужил принятый нормативный акт о включении их в состав городской черты города Воронежа.
Указанные доводы судом обоснованно отклонены, так как утверждение границ городской черты не сопровождалось переводом в установленном порядке спорных лесных участков в земли населенных пунктов.
Таким образом, поскольку оспариваемые действия произведены без учета приведенных выше норм права и нарушают права и законные интересы Лесотехнической академии, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Оснований считать, что при рассмотрении настоящего дела по существу заявленных требований арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.07.2009 по делу N А14-876/2009/19/22 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области и Федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 ноября 2009 г. N А14-876/2009/19/22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании