Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 ноября 2009 г. N А23-1183/08А-9-78
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2010 г. N ВАС-16386/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 января 2009 г. N А23-1183/08А-9-78
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Н.Е.М. - ген. директ. (решение от 14.09.2009 N 4); от Министерства природных ресурсов Калужской област01и - Л.И.В. - спец. отд. правового и кадров. обеспеч. (дов. от 12.09.2009 N ОР-4-09, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А23-1183/08А-9-78, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - ООО "С", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными решений Управления лесами Калужской области (далее - Управление), изложенных в приказах от 12.02.2008 N 29, от 14.03.2008 N 41, от 25.03.2008 N 57, от 01.04.2008 N75 о выставлении на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, расположенных в Боровском лесничестве, Балабановском участковом лесничестве в кварталах: 70, выдел 11,12, площадью 4,7 га (лот N 1); N 61, выдел 30, площадью 0,04 га (лот N 2); N 61, выдел 30, площадью 0,10 га (лот N 3); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 1); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 2); N 60, выдел 16, площадью 0,03 га (лот N 3); N 60, выдел 16, площадью 0,11 га (лот N 4); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 5); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 6); в квартале 53, выдел 4-7, площадью 1,23 га (лот N 1); в квартале 46, выдел 6, 7, 14, 9, площадью 7,3 га (лот N 1) Боровского лесничества, Тишневского лесничества (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 30.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2008, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ст. 48 АПК РФ произвел замену Управления лесами Калужской области на Министерство природных ресурсов Калужской области (далее - Министерство) в связи с реорганизацией Управления в форме присоединения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.01.2009 решение и постановление судов отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Решением суда от 09.06.2009 заявленные требования удовлетворены.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 12.08.2007 отменил решение от 09.06.2009 и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Общества и Министерства, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании договоров аренды от 30.11.2005 N 24 и от 13.02.2006 N 37, заключенных по результатам лесных конкурсов, состоявшихся 10.10.2003 и 23.01.2006, Общество является арендатором участков лесного фонда, расположенных в Боровском лесхозе Тишневского лесничества, в том числе в квартале N 46, а также арендатором участков лесного фонда, расположенных в Боровском лесхозе Балабановского лесничества в кварталах NN 53, 60, 61 и 70. Указанные участки лесного фонда предоставлены Обществу для заготовки древесины по мягколиственному и хвойному хозяйству.
Оспариваемыми решениями Управления лесами Калужской области, изложенными в приказах от 12.02.2008 N 29, от 14.03.2008 N 43, от 25.03.2008 N 57 и от 08.04.2008 N 75, предусматривалось выставление на аукцион права на заключение договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности и для ведения сельского хозяйства на часть земельных участков (выделов), переданных ранее в аренду Обществу по вышеуказанным договорам.
Общество, полагая, что данные решения Управления не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают его права как арендатора земельных участков, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нормы § 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат правила об использовании арендованного имущества лишь на правах субаренды и не предусматривают пользование имуществом несколькими арендаторами, поэтому и пользование лесными участками для одной или нескольких целей (ч. 2 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006) не означает возможность использования таких участков несколькими арендаторами. Из буквального толкования п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что лесной участок для одной или нескольких целей может быть предоставлен только одному арендатору.
Ссылка Министерства на п. 22 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 (далее - Правила) как на основание для сдачи одного лесного участка в аренду нескольким арендаторам, судом не принята с указанием на то, что из п. 1 названных Правил следует, что предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору об аренде применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации. Норма права, изложенная в п. 22 Правил, соответствует ст. 613 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязывающей арендодателя при заключении договора аренды предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.) и о последствиях этого нарушения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "из п. 1 названных Правил" следует читать: "из п. 2 названных Правил"
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 198, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 2, 4 Федерального закона РФ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда от 30.11.2005 N 24 и от 13.02.2006 N 37, заключенные в период действия Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, были переоформлены и между Министерством и ООО "С" были заключены договоры аренды лесных участков от 12.12.2008 N 368 и N369.
Анализируя положения ст. 9, 71 Лесного кодекса РФ, главы 34 Гражданского кодекса РФ, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что правовое регулирование аренды не исчерпывается нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Специальные правила, посвященные особенностям отдельных видов аренды, а также аренды отдельных видов имущества, предусмотрены в ряде других законодательных актов. В частности, режим использования участков лесного фонда, в том числе сдача их в аренду, определен Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования леса является заготовка древесины; леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.
Действия Управления по выставлению на аукцион прав аренды лесных участков регламентируется Правилами подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 (в редакции от 17.11.2007), диспозиция которых не содержит прямого запрета передачи в аренду одного и того же лесного участка разным арендаторам для разных видов лесопользования.
При этом ни нормы Лесного кодекса РФ от 04.12.2006, ни нормы Гражданского кодекса РФ, ни положения иных нормативных актов также не содержат императивного запрета на предоставление участков лесного фонда нескольким арендаторам.
Кассационная инстанция соглашается с апелляционным судом, не согласившимся с буквальном толкованием судом первой инстанции ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ, из которой следует, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, поскольку указанное не означает, что лесной участок не может быть предоставлен нескольким арендаторам по договору аренды для использования его для одной или нескольких целей, предусмотренных Лесным кодексом РФ.
Кроме того, апелляционным судом правомерно учтено следующее.
В силу ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Лесного кодекса РФ использование лесов для ведения сельского хозяйства предполагает осуществление на лесных участках сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности.
Анализируя положения ст.ст. 41, 38 Лесного кодекса РФ, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что использование лесных участков для рекреационной деятельности и для ведения сельского хозяйства не препятствует осуществлению на указанных лесных участка деятельности по заготовке древесины.
Поскольку решения Управления, изложенные в приказах от 12.02.2008 N 29, от 14.03.2008 N 41, от 25.03.2008 N 57, от 01.04.2008 N 75 о выставлении на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды спорных лесных участков для осуществления рекреационной деятельности и для ведения сельского хозяйства соответствуют закону, доказательства нарушения прав Общества в нарушение требований ст. 65 АПК РФ заявителем не представлены, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ООО "С" требований о признании незаконными решений Управления лесами Калужской области, изложенных в приказах от 12.02.2008 N 29, от 14.03.2008 N 41, от 25.03.2008 N 57, от 01.04.2008 N 75 о выставлении на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, расположенных в Боровском лесничестве, Балабановском участковом лесничестве в кварталах: 70, выдел 11,12, площадью 4,7 га (лот N 1); N 61, выдел 30, площадью 0,04 га (лот N 2); N 61, выдел 30, площадью 0,10 га (лот N 3); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 1); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 2); N60, выдел 16, площадью 0,03 га (лот N 3); N 60, выдел 16, площадью 0,11 га (лот N 4); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N 5); N 60, выдел 21, площадью 0,03 га (лот N6); в квартале 53, выдел 4-7, площадью 1,23 га (лот N 1); в квартале 46, выдел 6, 7, 14, 9, площадью 7,3 га (лот N 1) Боровского лесничества, Тишневского лесничества.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу N А23-1183/08А-9-78 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
...
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Лесного кодекса РФ использование лесов для ведения сельского хозяйства предполагает осуществление на лесных участках сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности.
Анализируя положения ст.ст. 41, 38 Лесного кодекса РФ, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что использование лесных участков для рекреационной деятельности и для ведения сельского хозяйства не препятствует осуществлению на указанных лесных участка деятельности по заготовке древесины."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 ноября 2009 г. N А23-1183/08А-9-78
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании