Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 ноября 2009 г. N А48-1003/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от открытого акционерного общества "Р" - К.М.В. - представитель, доверенность от 12.08.2009 N НЮ-3-15/491, выдана на срок до 31.12.2010, от Администрации г. Орла - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Территориального управления Минимущества Российской Федерации "А" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от МПП ВКХ "О" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Территориального агентства Росимущества по Орловской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Орла на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 по делу N А48-1003/2009, установил:
Открытое акционерное общество "Р" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными действий Администрации г. Орла (далее - Администрация) и обязании принять в муниципальную собственность г.Орла следующее имущество:
1) Трансформаторная подстанция 54:401:002:0000077 30, г. Орел, Московское шоссе, 5;
2) Наружный водопровод 54:401:002:0000015 70, г. Орел, Московское шоссе, 44;
3) Наружный водопровод 54:401:002:0000013 00, г. Орел, ул. П., 245 квартал;
4) Наружный водопровод 54:401:002:0000013 30, г. Орел, ул. П.;
5) Наружный водопровод, г. Орел, ул. П., 10;
6) Наружный водопровод 54:401:002:0000012 70, г. Орел, ул. П., 12;
7) Наружный водопровод 54:401:002:0000012 60, г. Орел ул. П., 13;
8) Наружный водопровод 54:401:002:0000012 30, г. Орел ул. С., 10;
9) Наружный водопровод 54:401:002:0000013 10, г. Орел, пер. Привокзальный, 1;
10) Наружный водопровод 54:401:002:0000012 90, г. Орел, пер. Привокзальный, 3;
11) Наружный водопровод 54:401:002:0000013 40, г. Орел пер. Привокзальный, 5;
12) Наружный водопровод 54:401:002:0000012 20, г. Орел пер. Багажный, 1;
13) Наружный водопровод 54:401:002:0000016 10, г. Орел Московское шоссе, 1, 3;
14) Наружный водопровод 54:401:002:0000016 50, г. Орел Московское шоссе, 9, 11;
15) Наружный водопровод 54:401:002:0000014 60, г. Орел, ст. Орел-2;
16) Наружный водопровод, г. Орел, ст. Орел-2;
17) Наружный водопровод 54:401:002:0000014 50, г. Орел, ст. Орел-3;
18) Наружный водопровод 54:401:002:0000011 80, г. Орел ул. С.,8;
19) Канализация 54:401:002:0000015 60, г. Орел ул. М.,44;
20) Наружная канализация 54:401:002:0000009 40, г. Орел, ул. П., 245 квартал;
21) Наружная канализация 54:401:002:0000010 30, г. Орел, ул. П., 10;
22) Наружная канализация 54:401:002:0000010 40, г. Орел ул. П., 12;
23) Наружная канализация 54:401:002:0000010 50, г. Орел ул. П., 13;
24) Наружная канализация 54:401:002:0000010 60, г. Орел, ул. П., 15;
25) Наружная канализация 54:401:002:0000014 40, г. Орел, ст. Орел-2;
26) Наружная канализация 54:401:002:0000009 50, г. Орел, пер. Привокзальный, 1;
27) Наружная канализация 54:401:002:0000009 60, г. Орел, пер. Привокзальный,3;
28) Наружная канализация 54:401:002:0000009 70, г. Орел, пер. Привокзальный,5;
29) Наружная канализация 54:401:002:0000009 80, г. Орел, пер. Багажный, 1;
30) Наружная канализация 54:401:002:0000010 00, г. Орел, ул. С., д. 4;
31) Наружная канализация 54:401:002:0000010 10, г. Орел, ул. С., д. 6;
32) Наружная канализация 54:401:002:0000010 20, г. Орел, ул. С. д. 10;
33) Канализация 54:401:002:0000015 80, г. Орел, Московское шоссе, 1,3;
34) Канализация 54:401:002:0000015 90, г. Орел, Московское шоссе, 6, 9, 11;
35) Канализация 54:401:002:0000011 50, г. Орел, ул. Е., 403 квартал;
36) Канализация 54:401:002:0000009 10, г. Орел, ул. Р., 1,6,7;
37) Канализация 54:401:002:0000011 70, г. Орел, ул. С.;
38) Наружный водопровод 54:401:002:0000010 70, г. Орел, ул. П.,12;
39) Канализация 54:401:002:0000011 90, г. Орел, ул. П., 12;
40) Наружная канализация 54:401:002:0000015 10, г. Орел, ул. Г.,114;
41) Канализация 54:401:002:0000016 60, г. Орел, ул. П.,14;
42) Наружный водопровод 54:401:002:0000016 30, г. Орел, ул. П., 14;
43) Наружная канализация 54:401:002:0000009 90, г. Орел, пер. Багажный;
44) Наружный водопровод 54:401:002:0000013 20, г. Орел, пер. Багажный;
45) Наружный водопровод 54:401:002:0000014 70, г. Орел, ст. Лужки;
46) Канализация 54:401:002:0000014 30, г. Орел, ст. Лужки;
47) Канализация 54:401:002:0000016 70, г. Орел, ул. Л., 22;
48) Наружный водопровод 54:401:002:0000016 20, г. Орел, Московское шоссе, 5;
49) Канализация 54:401:002:0000016 00, г. Орел, Московское шocce, 5;
50) Наружный водопровод 54:401:002:0000015 00, г. Орел, ст. Лужки;
51) Канализация 54:401:002:0000015 40, г. Орел, ст. Лужки;
52) Сети водопровода 54:401:002:0000014 90, г. Орел, ст. Лужки;
53) Наружные сети 54:401:002:0000014 80, г. Орел, ст. Лужки;
54) Сети канализации 54:401:002:0000014 00, г. Орел, ст. Орел, Северный парк;
55) Сети водопровода 54:401:002:0000013 90, г. Орел, ст. Орел, Северный парк, (далее - имущество N 1-N 55).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 решение суда отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Орловско-Курское отделение Московской железной дороги - филиал ОАО "Р" письмом N 01-19/624 от 08.12.2008 обратилось к Администрации г. Орла с заявлением о принятии в муниципальную собственность инженерных сооружений и коммуникаций к жилым домам в г. Орле, с приложением перечня объектов, подлежащих передаче (имущество N 1-N 55)
В ответ на данное обращение Администрация г. Орла письмом от 17.12.2008 N 2/11956 сообщила, что для принятия решения о передаче указанного имущества в состав муниципальной собственности Обществу необходимо подготовить документы, требуемые в соответствии с Положением, утвержденным Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.06.2007 N 18/288-ГС.
В Администрацию г. Орла с сопроводительным письмом от 22.01.2009 N 01-19/10 (вх. От 26.01.2009) были переданы документы с 7 приложениями на 406 листах, в том числе с конкретизацией каждого объекта, подлежащего передаче, с приложением технических паспортов на эти объекты.
Письмом от 04.02.2009 N 2/496 Администрация г. Орла сообщила, что вся представленная документация направлена для рассмотрения и проверки соответствия в МПП ВКХ "О" и предложила заявителю совместно с последним провести фактическое обследование технического состояния передаваемого имущества, а также определить порядок и объем финансирования по приведению инженерных сооружений и коммуникаций в нормативное состояние.
Полагая, что Администрация уклоняется от принятия имущества, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал на то, что ОАО "Р" не вправе передавать органу местного самоуправления имущество из федеральной собственности, так как данными полномочиями в силу Постановления Правительства от 27.11.2005 N 691 наделено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что Обществом не представлены в полном объеме документы, необходимые для принятия спорного имущества в муниципальную собственность.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства N 691 следует читать как "от 27.11.2004 г."
Отменяя решение суда и, удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд обоснованно руководствовался следующим.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Р", принятого в соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения в его уставный капитал единого хозяйствующего субъекта было создано открытое акционерное общество "Р".
Пунктом 7 указанного Постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации поручено утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Во исполнение данного Постановления указанные министерства издали совместное распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, приложением N 1 к которому был установлен перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации.
В соответствии с названым распоряжением указанное имущество подлежало передаче в муниципальную собственность г. Орла.
Факт включения имущества N 1-N 55 в указанный перечень не оспаривается сторонами и подтверждается выпиской из приложения к распоряжению от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р.
Поскольку распоряжение N 1499-р/110а/Т-92р было принято с участием Министерства имущественных отношений Российской Федерации, апелляционный суд обоснованно указал на то, что фактическая передача имущества в муниципальную собственность города Орла осуществлялась, в том числе и на основании решения органа, уполномоченного распоряжаться федеральным имуществом.
После принятия указанных актов, оформивших решение собственника о передаче объектов в муниципальную собственность, у Администрации возникла обязанность совершить соответствующие действия по принятию передаваемых объектов.
При этом, обращение ОАО "Р" с заявлением о принятии имущества в муниципальную собственность не является действиями по распоряжению федеральным имуществом, а направлено на реализацию властных предписаний органов власти о передаче соответствующего имущества с целью освобождения данной организации от несвойственных ей функций социального и культурно-бытового характера.
Следовательно, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия, связанные с не принятием имущества в муниципальную собственность, нарушают права и законные интересы Общества, так как незаконно налагают на последнего не свойственные для него обязанности.
Доводы Администрации о том, что Обществом не представлены необходимые для принятия в муниципальную собственность документы, подтверждающие протяженность сетей, обоснованно отклонены апелляционным судом, так как в перечне, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 такие документы не упомянуты, а следовательно, их непредставление не может препятствовать принятию имущества Администрацией.
При этом Обществом в Администрацию представлены технические паспорта, содержащие сведения по каждому из передаваемых объектов, прошедших инвентаризационный учет, позволяющие индивидуализировать передаваемое имущество.
Кроме того, как правильно указал арбитражный суд, отсутствие в составе передаваемого имущества объектов, которые по мнению Администрации являются собственными частями комплекса канализационных сетей и инженерных сооружений, не исключает обязанность органа местного самоуправления принять передаваемые объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, так как при наличии законных оснований, являющиеся принадлежностью к передаваемому из федеральной собственности имуществу строения могут быть истребованы Администрацией из владения Общества в установленном законодательством порядке (статья 135 ГК РФ).
Подлежащие передаче инженерные сооружения и канализационные сети относятся к упомянутым в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объектам инженерной инфраструктуры городов и обязанность по принятию их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
Согласно абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. По смыслу указанных норм закона, согласие стороны, обязанной принять имущество, не требуется.
Ссылка Администрации на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П обоснованно отклонена апелляционным судом, так как факт уклонения ответчика от оформления принятия из федеральной собственности в муниципальную собственность спорных инженерных сооружений и канализационных сетей документально подтвержден.
Оснований для переоценки указанных выводов суда в кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые действия Администрации противоречат нормам законодательства, а также нарушают права и охраняемые законом интересы Общества, апелляционный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 по делу N А48-1003/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 ноября 2009 г. N А48-1003/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании