Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 ноября 2009 г. N А54-1008/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от третьего лица - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу муниципального предприятия "В" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу N А54-1008/2008, установил:
Муниципальное предприятие "В" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области от 21.12.2007 N 12-05/58Р ДСП 4342493 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль (пункт п. 1 п.п. 1 решения); привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде взыскания штрафа в сумме 113965 руб. 05 коп. (пункт п. 1 п.п. 2 решения); доначисления налога на прибыль - полностью (п. 3 п.п. 3.1 решения); доначисления НДС в сумме 888790 руб. 02 коп. (п. 3 п.п. 3.2 решения); начисления пени по налогу на прибыль - полностью (п. 2 п.п. 2.1 решения); начисления пени по НДС в сумме 103244 руб. 32 коп. (п. 2 п.п. 2.2 решения) (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.02.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 решение суда отменено в части признания недействительным решения межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области от 07.08.2006 N 44 в части доначисления НДС в сумме 445282 руб. 83 коп., пени по НДС в размере 51725 руб. 25 коп., штрафа по НДС - 57096 руб. 30 коп.; налога на прибыль в сумме 806692 руб., пени по налогу на прибыль в размере 60290 руб. 13 коп., штрафа по налогу на прибыль - 94993 руб. 50 коп. и в данной части заявленные требования оставлены без удовлетворения. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МП "В" просит постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, ссылаясь при этом на неправомерность вывода суда апелляционной инстанции об отсутствии процессуальных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность постановления суда исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка МП "В" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе по налогу на прибыль и НДС за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, о чем составлен акт от 07.11.2007 N 12-05/48А ДСП.
Рассмотрев материалы проверки, возражения налогоплательщика, дополнение к возражениям, инспекция приняла решение от 07.12.2007 N 12-05/151 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Письмом от 20.12.2007 N 12-05/18136 инспекция известила налогоплательщика о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля: направлении запроса в МКБ им. С.Живаго в отношении оплаты векселей, отраженных в акте выездной налоговой проверки и полученном ответе, назначении проведения почерковедческой экспертизы в отношении документов ООО "М", ООО "У", ООО "В". Результаты экспертизы не получены.
Решением межрайонной инспекции ФНС России N1 по Рязанской области от 21.12.2004 N 12-05/58Р ДСП 4342493 МП "В" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст.122 НК РФ за неполную улату налога на прибыль в сумме 125194 руб. 60 коп., за неполную уплату НДС в виде взыскания штрафа в сумме 167087 руб. 60 коп., предприятию предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль, единому социальному налогу и НДС в общей сумме 2540918 руб. 22 коп. и пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 472525 руб. 98 коп.
МП "В" обратилось в управление ФНС России по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика управлением принято решение от 18.02.2009 N 24-22/659дсп, которым измено решение межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области от 21.12.2007 N 12-05/58Р ДСП 4342493 путем его отмены в части доначисления НДС в сумме 393 311 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
Не согласившись с решением инспекции с учетом изменений, внесенных управлением ФНС России по Рязанской области, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил ряд нарушений со стороны предприятия, однако признал недействительным решение налогового органа в полном объеме на основании ст. 101 НК РФ, поскольку оно было принято 21.12.2007 без извещения налогоплательщика о необходимости явиться на указанную дату.
Отменяя решение суда в обжалуемой части, и, частично отказывая в удовлетворении требованный предприятия, суд апелляционной инстанции исходил из того, что статья 101 НК РФ, предусматривающая процедуру привлечения лица к ответственности, не устанавливает обязанность налогового органа извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрении материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, тем более в том случае, если по результатам проведения мероприятий дополнительного контроля каких-либо новых фактов, кроме тех, которые были отражены в акте проверки, установлено не было.
Данный вывод является ошибочным.
Статьей 101 Кодекса определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 Кодекса) производится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах и не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что 07.12.2007 состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений предприятия с участием последнего.
07.12.2007 налоговым органом принято решение N 12-05/151 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля
Таким образом, процедура рассмотрения материалов проверки не была завершена.
Из материалов дела усматривается, что при принятии решения от 21.12.2007 N 12-05/58Р ДСП 4342493 начальником межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Рязанской области рассмотрены, в том числе и материалы, полученные в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля: ответ банка от 14.12.2007 N 12/5924дсп на запрос налогового органа. Доказательства ознакомления налогоплательщика с полученными в ходе дополнительных мероприятий документами в материалах дела отсутствуют.
Данному обстоятельству суд оценки не дал. Ответ банка, как доказательство, не оценил.
В связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о том, что по результатам проведения мероприятий дополнительного контроля не выявлено каких-либо новых фактов, кроме тех, которые были отражены в акте проверки сделан без оценки фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательствах.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым указать на несоответствие обжалуемого постановления требованиям статьи 271 АПК РФ.
Так в мотивировочной части постановления неоднократно указано, что предприятием обжалуется решение инспекции от 21.12.2004 года, в то время как оспариваемое решение вынесено в 2007 году. В резолютивной части судебного акта указано, что отменено решение суда от 06.02.2009 в части признания недействительным решения инспекции от 07.08.2006 N 44 о доначислении НДС в сумме 445282 руб. 83 коп., пени по НДС в размере 51725 руб. 25 коп., штрафа по НДС - 57096 руб. 30 коп.; налога на прибыль в сумме 806692 руб., пени по налогу на прибыль в размере 60290 руб. 13 коп., штрафа по налогу на прибыль - 94993 руб. 50 коп., между тем предметом спора являлось решение от 21.12.2007 N 12-05/58Р ДСП 4342493.
Учитывая изложенное, постановление апелляционной инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу N А54-1008/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 Кодекса) производится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах и не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 ноября 2009 г. N А54-1008/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании