Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 сентября 2009 г. N Ф10-3999/09 по делу N А35-7279/08-С22
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2010 г. N ВАС-17765/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ОАО "Ф" - Л.С.Б. - представителя (дов. от 10.11.2008 г. б/н, пост.); от Комитета финансов Курской области - К.Н.П. - заместителя начальника управления (дов. от 12.01.2009 г. N 02, пост.); от Администрации Курской области - Л.С.А. - представителя (от 18.12.2008 г. N 01-08/901, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Ф" на решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 г. по делу N А35-7279/08-С22, установил:
Открытое акционерное общество "Ф" (далее - ОАО "Ф", Общество, взыскатель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета финансов Курской области (далее - Комитет, финансовый орган) по отказу в принятии к исполнению дубликата исполнительного листа N 4553, выданного Арбитражным судом Курской области 02.10.2007 г. по делу N А35-1060/98-С11.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.01.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Курской области от 05.06.1998 г. по делу N А35-1060/98-С11 утверждено мировое соглашение, заключенное между ОАО "Ф" и Администрацией Курской области (далее - Администрация, должник), согласно которому должник обязался уплатить взыскателю 25309655,11 руб., в том числе 21899323,73 руб. - стоимость поставленного, но не оплаченного товара, и 3410331,38 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами. Кроме того, на сумму, составляющую стоимость поставленного, но не оплаченного товара, должник обязался уплатить взыскателю проценты в размере 50% годовых за период со дня заключения мирового соглашения по день погашения задолженности.
На основании определения об утверждении мирового соглашения арбитражным судом выдан исполнительный лист от 05.06.1998 г. N2512 и 18.03.2002 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области возбуждено исполнительное производство.
На основании определения Арбитражного суда Курской области от 01.10.2007 г. по делу N А-35-1060/98-С11 взыскателю был выдан дубликат исполнительного листа N 4553, который направлен письмом от 08.10.2007 г. N 08/10-2007 в Комитет финансов Курской области, поскольку Администрация Курской области является учреждением, финансируемым за счет бюджета субъекта федерации, и все имущество закреплено за ней на праве оперативного управления.
Уведомлением от 03.12.2007 г. N 04-30/270 финансовый орган вернул Обществу дубликат исполнительного листа со ссылкой на ст. 242.1 БК РФ, согласно которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
Действия Комитета финансов Курской области по возврату взыскателю дубликата исполнительного листа решением Арбитражного суда Курской области от 14.05.2008 по делу N А35-636/08-С22 были признаны незаконными, в связи с отсутствием оснований для возврата исполнительного листа, предусмотренных п. 3 ст. 242.1 БК РФ. Суд обязал Комитет финансов Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества финансово-инвестиционная корпорация "Г".
Заявлением от 14.07.2008 г. Общество повторно направило на исполнение в Комитет дубликат исполнительного документа.
Однако финансовый орган не принял дубликат исполнительного листа к исполнению и письмом от 21.07.2008 г. N 04-24/1966 направил его взыскателю, сославшись на то, что в резолютивной части исполнительного документа сумма, подлежащая взысканию, в рублях не указана, а Комитет финансов Курской области не уполномочен производить расчет процентов по исполнительным документам.
Не согласившись с действиями Комитета по отказу в принятии к исполнению дубликата исполнительного листа N 4553, Общество обратилось за судебной защитой.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального и права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ для признания действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение при этом прав и законных интересов заявителя.
Однако, обращаясь с заявлением об оспаривании действий Комитета, Общество не указало конкретную норму Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), которая была нарушена финансовым органом.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве") условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством.
В силу ст.ст. 239 и 242.2 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований.
Частью 1 ст. 242.1 БК РФ определено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам.
Согласно ст. 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Инструкцией о порядке финансирования расходов областного бюджета и ведения лицевых счетов получателей средств Комитетом финансов Курской области при казначейской системе исполнения областного бюджета, утвержденной Постановлением Правительства Курской области от 24.01.2006 г. N 11 предусмотрено, что для учета операций по исполнению расходов областного бюджета в Комитете финансов Курской области открываются и ведутся лицевые счета получателей средств областного бюджета.
Правилами организации работы Комитета финансов Курской области по исполнению требований исполнительных документов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета, утвержденными Постановлением Правительства Курской области от 27.09.2002 г. N 274, установлены полномочия комитета финансов Курской области по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства областного бюджета в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам.
Таким образом, Комитет финансов Курской области наделен полномочиями по исполнению исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию. Вместе с тем, действующее бюджетное законодательство не управомочивает данный финансовый орган рассчитывать сумму, подлежащую взысканию. Кроме того, из исполнительного документа не усматривается даты, с которой следует исчислять сумму, подлежащую взысканию.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы ОАО "Ф" являются, по сути, обоснованием его позиции по делу, в полном объеме исследовались судом первой и апелляционной инстанции, им дана соответствующая правовая оценка, в связи с чем, они не могут быть положены в основу отмены оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 г. по делу N А35-7279/08-С22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Ф" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами организации работы Комитета финансов Курской области по исполнению требований исполнительных документов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета, утвержденными Постановлением Правительства Курской области от 27.09.2002 г. N 274, установлены полномочия комитета финансов Курской области по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства областного бюджета в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам.
Таким образом, Комитет финансов Курской области наделен полномочиями по исполнению исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию. Вместе с тем, действующее бюджетное законодательство не управомочивает данный финансовый орган рассчитывать сумму, подлежащую взысканию. Кроме того, из исполнительного документа не усматривается даты, с которой следует исчислять сумму, подлежащую взысканию.
...
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 г. по делу N А35-7279/08-С22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Ф" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2009 г. N Ф10-3999/09 по делу N А35-7279/08-С22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании