20 мая 2009 г. |
Дело N А35-7279/08-С22 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
от Комитета финансов Курской области: Красникова Н.П., заместитель начальника юридического управления, доверенность N 02 от 12.01.2009, паспорт серии 38 01 N 326555, выдан отделом милиции N 2 УВД г. Курска 29.09.2001;
от Администрации Курской области: Лукьянчикова С.А., консультант правового управления, доверенность N 01-08/901 от 18.12.2008, паспорт серии 38 04 N 247380, выдан отделом милиции N 8 УВД г. Курска 26.03.2005;
от открытого акционерного общества финансово-инвестиционная корпорация "Гермес-Черноземье": представитель не явился, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества финансово-инвестиционная корпорация "Гермес-Черноземье" на решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2009 по делу N А35-7279/08-С22 (судья Петрова О.И.) по заявлению открытого акционерного общества финансово-инвестиционная компания "Гермес-Черноземье" к комитету финансов Курской области, с участием третьего лица: Администрации Курской области о признании незаконными действий комитета финансов Курской области по отказу в принятии к исполнению дубликата исполнительного листа N 4553, выданного Арбитражным судом Курской области 02.10.2007 по делу N А35-1060/98-С11,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество финансово-инвестиционная компания "Гермес-Черноземье" обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий комитета финансов Курской области по отказу в принятии к исполнению дубликата исполнительного листа N 4553, выданного Арбитражным судом Курской области 02 октября 2007 года по делу N А35-1060/98-С11.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.01.2009 по делу N А35-7279/08-С22 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО ФИК "Гермес-Черноземье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что исполнительный лист без указания суммы противоречит требованиям ст.242.1 БК РФ и не может быть исполнен. Кроме того, Общество полагает, что направленный дубликат исполнительного листа полностью соответствует требованиям законодательства, был предъявлен надлежащему органу. По мнению заявителя, отказ Комитета к принятию дубликата исполнительного листа не соответствует ст.3 ФЗ РФ "О судебной системе в РФ".
Комитет финансов Курской области не согласен с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. При этом, в своем отзыве на жалобу указывает на то, что в дубликате исполнительного листа не указана сумма, подлежащая взысканию, а поскольку Комитет не наделен полномочиями по самостоятельному расчету суммы, исполнительный лист не был принят к исполнению.
Рассмотрение дела откладывалось для предоставления дополнительных пояснений по делу.
В настоящее судебное заседание представители ОАО ФИК "Гермес-Черноземье" не явились. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства. В канцелярию суда поступило заявление Общества о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В связи с чем, дело рассматривается в отсутствие указанного лица, в порядке ст.ст. 123, 156. 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта в виду следующего.
Из материалов дела усматривается, что в рамках арбитражного дела N А35-1060/98-С11 между ОАО финансово-инвестиционная корпорация "Гермес-Черноземье" (Взыскатель) и Администрацией Курской области (Должник) заключено мировое соглашение, утвержденное определением арбитражного суда от 05.06.1998.
Согласно указанному мировому соглашению Должник обязался уплатить Взыскателю 25309655 руб. 11 коп., в том числе 21899323 руб. 73 коп. - стоимость поставленного, но не оплаченного товара и 3410331 руб. 38 коп.- проценты за пользование чужими денежными средствами.
Кроме того, на сумму, составляющую стоимость поставленного, но не оплаченного товара, Должник должен уплатить Взыскателю проценты в размере 50% годовых за период со дня заключения мирового соглашения по день погашения задолженности.
На основании указанного определения арбитражным судом был выдан исполнительный лист N 2512 от 05.06.1998.
В связи с ненадлежащим исполнением условий мирового соглашения Взыскателем был предъявлен к исполнению исполнительный лист N 2512 в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам, на основании чего в отношении Должника 18.03.2002 было возбуждено исполнительное производство.
В ходе исполнительного производства было установлено, что Администрация Курской области, является финансируемым за счет бюджета Курской области учреждением (органом исполнительной власти Курской области), все имущество закреплено за ней на праве оперативного управления. Лицевые счета Администрации Курской области, как получателя средств областного бюджета, открыты в комитете финансов Курской области.
Учитывая положения Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, ГПК РФ, АПК РФ и ФЗ "Об исполнительном производстве", изменивший порядок исполнения исполнительных документов по взысканию денежных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств, судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ОИП Усольцева Л.Е. вынесла Акт от 30.10.2006 о невозможности исполнения судебного решения. При этом судебный пристав-исполнитель разъяснила, что исполнение указанного исполнительного листа должно осуществляться в соответствии с указанным законом (ФЗ от 27.12.2005 N 197-ФЗ).
С сопроводительным письмом от 30.10.2007 исполнительный лист был отправлен Взыскателю. Согласно сопроводительному письму судебного пристава-исполнителя Усольцевой Л.Э. остаток долга Должника составляет 41403452 руб. 81 коп. В процессе почтовой пересылки исполнительный лист был утрачен.
Взыскатель обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
Определением от 01.10.2007 по делу N А-35-1060/98-С11 Арбитражный суд Курской области заявление взыскателя было удовлетворено, и был выдан дубликат исполнительного листа N 4553 по делу NА-35-1060/98-С11.
Письмом от 08.10.2007 N 08/10-2007 ОАО ФИК "Гермес-Черноземье" направило в Комитет финансов Курской области заявление о перечислении средств, подлежащих взысканию, с приложением дубликата исполнительного листа N 4553 от 02.10.2007, выданного по делу NА35-1060/98-С11.
Уведомлением от 03.12.2007 N 04-30/270 комитет финансов Курской области вернул Взыскателю дубликат исполнительного листа со ссылкой на ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
Действия комитета финансов Курской области по возврату взыскателю дубликата исполнительного листа решением Арбитражного суда Курской области от 14.05.2008 по делу N А35-636/08-С22 были признаны незаконными, так как у комитета финансов Курской области отсутствовали основания для возврата исполнительного листа, предусмотренные п.3 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Суд обязал Комитет финансов Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества финансово-инвестиционная корпорация "Гермес-Черноземье".
Заявлением от 14.07.2008 Общество повторно направило на исполнение в комитет финансов Курской области дубликат исполнительного листа.
Однако комитет финансов Курской области не принял дубликат исполнительного листа к исполнению и письмом от 21.07.2008 N 04-24/1966 направил его взыскателю (почтовый штемпель при получении от 28.07.2008).
В обоснование отказа в принятии к исполнению дубликата исполнительного листа комитет финансов Курской области сослался на то, что в резолютивной части исполнительного документа сумма, подлежащая взысканию, в рублях не указана, а комитет финансов Курской области не уполномочен производить расчет процентов по исполнительным документам.
Не согласившись с действиями Комитета финансов по отказу в принятии к исполнению дубликата исполнительного листа N 4553 по делу NА35-1060/98-С22, открытое акционерное общество финансово-инвестиционная корпорация "Гермес-Черноземье" обратилось за судебной защитой.
По мнению суда апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу п. 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством.
В соответствии со статьями 239, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований.
На основании части 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии со статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Инструкцией о порядке финансирования расходов областного бюджета и ведения лицевых счетов получателей средств комитетом финансов Курской области при казначейской системе исполнения областного бюджета, утвержденной постановлением Правительства Курской области от 24.01.2006 N 11 предусмотрено, что для учета операций по исполнению расходов областного бюджета в комитете финансов Курской области открываются и ведутся лицевые счета получателей средств областного бюджета.
Правилами организации работы комитета финансов Курской области по исполнению требований исполнительных документов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Курской области от 27.09.2002 N 274, установлены полномочия комитета финансов Курской области по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно Порядку прохождения документов в комитете финансов Курской области при исполнении исполнительных документов судебных органов, утвержденному приказом комитета N 10, в день поступления исполнительного документа он регистрируется управлением делами комитета финансов и в тот же день передает в управление юридической и кадровой работы комитета финансов для проверки его на соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к исполнительным документам.
Таким образом, Комитет финансов Курской области наделен полномочиями по исполнению исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию.
Действующее бюджетное законодательство не наделило комитет по финансам правом рассчитывать сумму, подлежащую взысканию.
Кроме того, исходя из формулировки исполнительного документа, не усматривается даты, с которой следует исчислять сумму, подлежащую взысканию.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд должен установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращаясь с заявлением об оспаривании действий комитета, Общество не указало конкретную статью главы 24 БК РФ, которая была нарушена финансовым органом.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив имеющиеся материалы дела в порядке ст.71 АПК РФ, не установила нарушений комитетом действующего законодательства, а также прав и законных интересов юридического лица.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права.
При рассмотрении дела суд первой инстанции полно и объективно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Курской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269 статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2009 по делу N А35-7279/08-С22 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества финансово-инвестиционная корпорация "Гермес-Черноземье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7279/08-С22
Заявитель: ОАО финансово-инвестиционная компания "Гермес-Черноземье"
Ответчик: Комитет финансов Курской области
Третье лицо: Администрация Курской области