Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 декабря 2009 г. N А64-7194/08-7
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: К.Д.Н. (дов. б/н от 05.03.2009); от ответчика: П.С.Л. (дов. N 18 от 10.08.2009); от третьего лица: не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А64-7194/08-7, установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - КУИ Тамбовской области), г. Тамбов, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области (далее - ТУ Росимущества по Тамбовской области), г. Тамбов, о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области - на здание по ул. И., 33, города Тамбов, общей площадью 4771,7 кв. м, лит. А, А1, инвентарный номер 11785/329, реестровый номер 68:29:000/001/2699/33.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Т" Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 01.06.2009 и постановление апелляционной инстанции от 31.08.2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ответчика просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд округа не направило. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия полагает, что решение от 01.06.2009 и постановление апелляционной инстанции от 31.08.2009 следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как усматривается из материалов дела, решением Тамбовского областного Совета народных депутатов от 30.09.1991 N 233 "О приеме на баланс облисполкома зданий и сооружений бывшего обкома Компартии РСФСР" на баланс облисполкома было принято здание Обкома Компартии РСФСР, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. И., 33.
Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 10.02.1994 N 58 "О некоторых вопросах, связанных с использованием административных зданий в г. Тамбове, входящих в состав областной собственности" принято решение передать здание по адресу: г. Тамбов, ул. И., 33, для нужд Тамбовского государственного педагогического института.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 N 725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" здание, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. И., 33, отнесено к памятникам регионального значения.
На основании постановления администрации Тамбовской области от 22.03.2004 N 191 "О закреплении на праве оперативного управления объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения" за государственным учреждением "И" (в настоящее время ТОГУК "Ц") здание памятник регионального значения, расположенное по адресу: г. Тамбов, Интернациональная, 33, передано в оперативное управление государственного учреждения "И".
31.03.2004 подписан акт приема-передачи основных средств N 2, в соответствии с которым администрация Тамбовской области передала на баланс ГУ "И" здание, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. И., 33.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 17.09.2004 N 902 вышеуказанное здание как памятник регионального значения "Крестьянский и дворянский поземельный банк" внесено в перечень объектов государственной собственности Тамбовской области не подлежащих отчуждению.
Кроме того, данное здание внесено в реестр государственной собственности Тамбовской области с реестровым номером 06800158 (дата присвоения реестрового номера 28.12.2000).
В то же время согласно выписке из реестра федерального имущества спорное здание внесено в реестр федерального имущества 16.12.1999.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области N 186-р от 26.08.2005 здание, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. И., 33, в качестве федерального имущества закреплено на праве оперативного управления за ГОУ ВПО "Т".
В этой связи, считая, что спорное здание является собственностью Тамбовской области и неправомерно включено в реестр федерального имущества, КУИ Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 5 ст. 214 Гражданского кодекса РФ определено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях N 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Согласно п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Однако, как установлено судебными инстанциями, спорное здание в силу разграничения в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 не относилось к имуществу государственной собственности субъектов Российской Федерации и не было передано в государственную собственность Тамбовской области в порядке, определенном указанным постановлением.
Кроме того, из материалов дела следует, что спорное имущество внесено в реестр федеральной собственности 16.12.1999, то есть ранее его включения в реестр областной собственности (28.12.2000).
Помимо этого, как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, с 1937 года по август 1991 года в здании, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. И., 33, находился Обком Компартии РСФСР, что также следует из решения Тамбовского областного Совета народных депутатов от 30.09.1991 N 233 "О приеме на баланс облисполкома зданий и сооружений бывшего обкома Компартии РСФСР".
Согласно Указу Президента РСФСР N 90 от 25.08.1991 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество объявлено государственной собственностью РСФСР.
В материалах дела имеется договор аренды от 24.02.1994 (т. 2 л.д. 22-23), из содержания которого усматривается, что, передавая спорное здание в аренду Государственному педагогическому институту, КУИ Тамбовской области действовал на правах территориального агентства Госимущества РФ, то есть распоряжался данным имуществом от имени Российской Федерации как федеральной собственностью.
Более того, 03.07.2003 КУИ Тамбовской области заключил с ГОУ ВПО "Т" договор N 72 на передачу в безвозмездное пользование объекта недвижимости, являющегося федеральной собственностью, предметом которого было спорное здание, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. И., д. 33 (т. 1 л.д. 81-86).
При этом то обстоятельство, что дополнительным соглашением N 1 от 16.05.2005 (т. 2 л.д. 25) стороны внесли изменения в договор безвозмездного пользования от 03.07.2003, заменив в тексте словосочетание "федеральная собственность" на словосочетание "государственная собственность" не имеет правового значения для рассмотрения данного спора, поскольку не является доказательством права собственности Тамбовской области в отсутствие иных доказательств.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что исковые требования КУИ Тамбовской области не подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судебными инстанциями, что в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Кроме того, данные доводы были известны судам первой и апелляционной инстанций, обсуждались ими и обоснованно отклонены по мотивам, указанным в обжалуемых судебных актах.
Нарушений норм материального права или процессуального права, допущенных судами и влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А64-7194/08-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с его момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 декабря 2009 г. N А64-7194/08-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании