Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 декабря 2009 г. N А62-6456/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2010 г. N ВАС-3176/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Административной комиссии Администрации Заднепровского района города Смоленска - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "А" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2009 по делу N А62-6456/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Администрации Заднепровского района г. Смоленска (далее - Комиссия) от 05.08.2009 N 68450 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18 Закона Смоленской области от 25.06.2003 N 28-з "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области".
Решением суда от 25.09.2009 постановление Комиссии от 05.08.2009 N 68450 признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в сумме 20000 руб. К Обществу применено административное наказание, предусмотренное ст. 18 Закона Смоленской области от 25.06.2003 N 28-з "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области" (далее - Закон N 28-з), в виде штрафа в сумме 10000 рублей. В остальной части предъявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной инстанции законность принятого судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда от 25.09.2009 в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки 01.07.2009 Комиссией установлено, что Обществом по адресу г. Смоленск, ул. К. д. 6-а на ограде самовольно установлена рекламная конструкция (тип: металлический каркас с банерным полотном) без согласования и разрешения, о чем составлен акт от 01.07.2009.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 03.07.2009, на основании которого постановлением от 05.08.2009 N 68450 Комиссия привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной ст. 18 Закона N 28-з, в виде штрафа в сумме 20000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество оспорило его в суде.
Суд первой инстанции, руководствуясь требованиями ст. 3, ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", п. 1.3 "Порядка выдачи разрешений на установку рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска", утвержденного решением 30-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 30.06.2006 N 314, и установив, что размещенная Обществом реклама в виде надписи "лото клуб, играй и выигрывай, 24 часа" с изображением игральных костей, карт и знака доллара формирует интерес потребителей к конкретным видам деятельности рекламораспространителя, сделал правильный вывод о том, что в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 18 Закона N 28-з, согласно которой наступает административная ответственность за размещение рекламы и объявлений с нарушением установленного органами местного самоуправления порядка.
Вместе с тем суд не учел следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 1.3 КоАП РФ определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Правовое регулирование вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления отнесено подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Пунктом шестым указанной статьи установлен запрет на передачу данного полномочия органам местного самоуправления. При этом необходимо учитывать, что законодательство об административных правонарушениях, которое согласно Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, включает в себя не только нормы, устанавливающие административную ответственность за те или иные правонарушения, но и нормы, определяющие органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Положения ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которых перечислены вопросы местного значения, также не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по образованию органов административной юрисдикции.
Часть 2 ст. 22.1 КоАП РФ, установившая перечень субъектов региональной административной юрисдикции, не содержит указания на допустимость рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, органами административной юрисдикции, созданными на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ создание и деятельность административных комиссий и иных коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать указанную выше категорию дел, должны регулироваться только законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства свидетельствует о том, что создание и функционирование административных комиссий неразрывно связано с осуществлением функций субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности. Поэтому субъект Российской Федерации не может по своему усмотрению наделять органы местного самоуправления полномочием на создание административной комиссии и иного коллегиального органа, имеющих право привлечения к административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, административная комиссия Администрации Заднепровского района г. Смоленска была создана на основании постановления Главы города Смоленска от 09.06.2008 N 287 "Об административных комиссиях города Смоленска", и утвержденного тем же постановлением "Регламента работы административных комиссий города Смоленска", то есть органом местного самоуправления (ст. 23 Устава г. Смоленска), что противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении было вынесено неправомочным на то органом, в связи с чем, решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2009 по настоящему делу, которым Общество было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 18 Закона N 28-з в виде штрафа в сумме 10000 руб., подлежит отмене.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2009 по делу N А62-6456/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Администрации Заднепровского района города Смоленска от 05.08.2009 N 68450 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 18 Закона Смоленской области от 25.06.2003 N 28-з "Об административных правонарушениях на территории Смоленской области", вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "А"
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 декабря 2009 г. N А62-6456/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании