Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 декабря 2009 г. N А64-2856/09
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 ноября 2009 г. N А64-2856/09
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - Н.Т.А. - представителя (дов. от 24.11.2009 N 03-23/23, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной ИФНС России N 11 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 по делу N А64-2856/09, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Л" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонной ИФНС России N 11 по Тамбовской области от 28.04.2009 N 114 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная ИФНС России N 11 по Тамбовской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 10.03.2009 N 11 должностными лицами межрайонной ИФНС России N 11 по Тамбовской области проведена проверка соблюдения ООО "Л" требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", которой установлено, что в торговом киоске, принадлежащем обществу и расположенном по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Н.Ляда, ул. С., напротив д.91, при продаже 550 грамм сушек "челночек" на сумму 35 руб. продавец Р.Т.П. не применила контрольно-кассовую машину, чек покупателю не выдала, о чем составлены акт покупки от 19.03.2009, акт рейдовой проверки от 19.03.2009 N 68021329 и протокол об административном правонарушении от 15.04.2009 N 6480.
Постановлением от 28.04.2009 N 114 ООО "Л" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ООО "Л" обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела и доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную правовую оценку.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, осуществление контрольной проверки (закупки) в 10 ч.20 мин. 19.03.2009 проведена начальником отдела оперативного контроля межрайонной ИФНС России N 11 по Тамбовской области Т.О.Б., которая находилась при исполнении своих должностных обязанностей.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что согласно представленному в материалы дела налоговым органом должностному регламенту начальника отдела оперативного контроля Т.О.Б. в должностные обязанности данного должностного лица входит осуществление планирования, организации и проведения проверок налогоплательщиков, непосредственное проведение проверок налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов.
Проверочная (контрольная) закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что проведение должностным лицом инспекции - начальником отдела проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Иных доказательств, подтверждающих наличие в действиях ООО "Л" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ налоговым органом в материалы дела не представлено.
Довод заявителя кассационной жалобы на приобретение товара в личных целях и, соответственно, такое приобретение не является проверочной закупкой, неправомерен, так как работник налогового органа производил проверку с целью соблюдения обществом законодательства о контрольно-кассовой технике. В акте проверки имеется ссылка на то, что нарушение выявлено в ходе проверки выполнения требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 по делу N А64-2856/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 декабря 2009 г. N А64-2856/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании