Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 декабря 2009 г. N А62-2922/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2010 г. N 2461/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Администрации муниципального образования "Р" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от третьих лиц Х.В.Г. - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, М.А.А. - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Индивидуального предпринимателя: А.О.И. - представителя А.Л.В. (дов. от 19.07.2008 N 3660, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя А.Л.В. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А62-2922/2009, установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным аукциона по продаже нежилого встроенного помещения, находящегося по адресу: Смоленская область, г. Рославль, ул. П., д. 77, общей площадью 71,1 кв. м, проведенного 07.05.2008 Администрацией муниципального образования "Р" (далее - Администрация).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовала индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, А.Л.В. (далее - Предприниматель).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Х.В.Г. и М.А.А.
Решением суда от 10.08.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2009 решение суда от 10.08.2009 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителя Предпринимателя, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 01.04.2006 на основании договора аренды Комитет земельных и имущественных отношений Администрации (далее - Комитет) предоставил Предпринимателю в аренду за плату встроенное помещение, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Рославль, ул. П., 77, общей площадью 58 кв. м, для использования под магазин-кулинарию, реализацию кондитерских изделий и прочих сопутствующих товаров на срок по 01.10.2010 года.
Решением Рославльской районной Думы от 27.02.2008 N 11 были внесены изменения в прогнозный план (программу) приватизации объектов муниципальной собственности Рославльского района на 2008 год, согласно которому встроенное нежилое помещение по вышеуказанному адресу, общей площадью 71,1 кв. м, было включено в перечень объектов, подлежащих приватизации на аукционе.
В соответствии с распоряжением Главы муниципального образования "Р" от 01.04.2008 N 166-р Комитет имущественных и земельных отношений района (далее - Комитет) от имени Администрации организовал и провел 07.05.2008 аукцион по продаже нежилого встроенного помещения, находящегося по адресу: Смоленская область, г. Рославль, ул. П., д. 77, общей площадью 71,1 кв. м, состоящего из помещений: N 1 площадью 58 кв. м и N 2 площадью 13,1 кв. м, победителем которого стали два физических лица - М.А.А. и Х.В.Г.
Посчитав проведенный 07.05.2008 аукцион незаконным, антимонопольный орган его оспорил в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги. При этом выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Согласно п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
В силу ч. 4 ст. 17 Закона N 135-ФЗ нарушение правил, установленных данной статьей, является основанием для признания соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Организация и порядок проведения торгов, к которому относятся и представляемые претендентами документы для участия в них, определены, в том числе, в Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), согласно ст. 13 которого одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
В соответствии со ст. 15 Закона N 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже государственного и муниципального имущества подлежит исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению, иные указанные в настоящем Федеральном законе сведения, а также сведения, перечень которых устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, специализированном аукционе или конкурсе также указываются: порядок определения победителей; размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов; место и срок подведения итогов; условия конкурса (при продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе); форма бланка заявки (при продаже акций на специализированном аукционе).
Анализируя положения Постановления Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 12-П, статей 217, 244 Гражданского кодекса РФ, и учитывая, что Закон N 178-ФЗ не содержит ограничений по возможности приобретения покупателями имущества в общую собственность, право иметь которое гарантировано Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, а реализация указанного конституционного права не может быть оценена как создание препятствий участникам торгов либо преимущественных условий участия в торгах, суд сделал правильный вывод о том, что подача Х.В.Г. и М.А.А. одной заявки на участие в аукционе по продаже спорного имущества не противоречит закону.
Довод Предпринимателя об отсутствии в информационном сообщении указания на возможность подачи одной заявки двумя и более лицами, не может быть оценен как нарушение его права, поскольку дополнительного указания на возможность приобретения в процессе приватизации имущества в общую долевую собственность положения законодательства о приватизации не содержат. Кроме того, такое право может быть реализовано заинтересованными лицами независимо от указания на него в информационном сообщении.
Судом правомерно отклонена ссылка Предпринимателя на ст. 18 Закона N 178-ФЗ, согласно которой одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе, поскольку указанное не может быть истолковано как установление ограничения в отношении количества лиц, подающих одну заявку.
При указанных обстоятельствах основания для признания незаконным аукциона по продаже нежилого встроенного помещения, находящегося по адресу: Смоленская область, г. Рославль, ул. П., д. 77, общей площадью 71,1 кв. м, проведенного 07.05.2008 Администрацией отсутствуют.
Судами первой и апелляционной инстанции дана оценка всем доводам Предпринимателя по рассматриваемым вопросам, в том числе и по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, повторяется все то, на что он ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А62-2922/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Предпринимателя об отсутствии в информационном сообщении указания на возможность подачи одной заявки двумя и более лицами, не может быть оценен как нарушение его права, поскольку дополнительного указания на возможность приобретения в процессе приватизации имущества в общую долевую собственность положения законодательства о приватизации не содержат. Кроме того, такое право может быть реализовано заинтересованными лицами независимо от указания на него в информационном сообщении.
Судом правомерно отклонена ссылка Предпринимателя на ст. 18 Закона N 178-ФЗ, согласно которой одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе, поскольку указанное не может быть истолковано как установление ограничения в отношении количества лиц, подающих одну заявку."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2009 г. N А62-2922/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании