Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 декабря 2009 г. N А68-2362/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - С.Г.Н. - представителя (дов. от 20.03.2008, пост.); от Администрации г. Тулы - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Н" на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 по делу N А68-2362/09, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Н" (далее - ООО "Н", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным действия Администрации г. Тулы (далее - Администрация), выразившегося в письменном отказе в реализации преимущественного права ООО "Н" на выкуп арендуемых помещений, расположенных по адресу: г. Тула, пр. Ленина, 19.
Решением суда от 03.07.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2009 решение суда от 03.07.2009 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неприменением закона, подлежащего применению.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, что в период с 09.06.2003 по 20.12.2005 Общество пользовалось встроенными нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 19, лит. А, общей площадью 582,4 кв. м на основании договора аренды от 09.06.2003 N Ц-2003467.
Между ООО "Н" и Комитетом по управлению имуществом г. Тулы был заключен договор от 20.12.2005 N Ц-2005922 аренды встроенных нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 19, лит.А, общей площадью 578,3 кв. м 1-N 1-24, 2а, Н-N 1-4 со сроком аренды до 31.12.2008. Договор зарегистрирован УФРС по Тульской области 31.03.2006, о чем имеется соответствующая отметка. Задолженность по арендной плате отсутствует.
Постановлением главы администрации г. Тулы от 20.06.2006 N 955 МУП "М" было предписано в срок до 01.08.2006 осуществить ряд действий для подготовки решения об условиях приватизации предприятия.
Постановлением главы администрации г. Тулы от 13.04.2007 N 1360 с баланса МУП "К" было изъято и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "М" недвижимое имущество, в том числе помещения, расположенные по адресу: г. Тула, пр. Ленина, 19, лит.А, площадью 578,3 кв. м.
Тульской городской Думой принято решение от 30.01.2008 N 40/924, которым утвержден Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества г. Тулы на 2008-2009 годы.
В Перечень муниципальных унитарных предприятий г. Тулы, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества в 2008 г. (раздел 2.2 Прогнозного плана приватизации), под номером 11 было включено МУП "М" с остаточной балансовой стоимостью основных фондов - 3622000 руб.
По передаточному акту, подписанному директором МУП "М" Т.А.В. 30.06.2008 и директором ОАО "М", последнему было передано имущество, составляющее имущественный комплекс предприятия, в том числе встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тула, проспект Ленина, д. 19 (литер А), в пятиэтажном доме, общей площадью 578,20 кв. м.
Согласно расчету балансовой стоимости имущества муниципального предприятия стоимость его активов по состоянию на 01.07.2008 составила сумму 23498000 руб., включая стоимость спорных помещений. Данный акт был утвержден постановлением главы администрации г. Тулы от 08.09.2008 N 3352 (пункт 2), которым предписано создать открытое акционерное общество "М" (ОАО "М") путем преобразования муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула "М" с уставным капиталом 23498000 руб., состоящим из 23498 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая (п. 1 постановления).
Передаточный акт утвержден решением собственника, выраженным в пункте 2 постановления от 08.09.2008 N 3352.
Хозяйственное ведение МУП "М" возникло с момента передачи указанного имущества.
Право хозяйственного ведения МУП "М" было зарегистрировано 15.08.2008 года, что подтверждается свидетельством УФРС по Тульской области 71-АВ N 122804.
Решением Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от 14.10.2008 N 317 утвержден устав ОАО "М". Согласно пункту 6.2 устава уставный капитал общества составляет сумму 23498000 руб., которая разделена на 23498 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая.
Поскольку балансовая стоимость активов МУП "М" превышала 100000 руб., имущественный комплекс данного предприятия мог быть приватизирован только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
ООО "Н" 11.11.2008 обратилось в адрес администрации г. Тулы с заявлением о намерении выкупить нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Тула, пр.Ленина, д. 19: нежилое помещение N 1 с номерами комнат на поэтажном плане 1, 2, 2-а, 3-19, 21-24, 1 этаж; нежилое помещение N 2 с номерами комнат на поэтажном плане 1-4, 1этаж, общей пл.578,20 кв. м, лит.А, условный N 71-71-01/003/2007-119, находящиеся у Общества в аренде на основании договора от 20.12.2005 N 2005922, в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
2 марта 2009 года Общество повторно обратилось в адрес Администрации с вышеназванной просьбой.
Письмом от 03.04.2009 N 14482К Администрация отказала ООО "Н" в удовлетворении просьбы, указав, что действие Закона N 159-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Считая действия Администрации, выразившиеся в письменном отказе в реализации преимущественного права ООО "Н" на выкуп арендуемых помещений, расположенных по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 19: нежилое помещение N 1 с номерами комнат на поэтажном плане 1, 2, 2-а, 3-19, 21-24, 1 этаж; нежилое помещение N 2 с номерами комнат на поэтажном плане 1-4, 1этаж, общей пл. 578,20 кв. м, лит.А, условный N 71-71-01/003/2007-1 19, незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, в сфере предпринимательской иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 05.08.2008.
До этой даты органы местного самоуправления принимают основные решения по подготовке и приватизации, в том числе, недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Тула, пр. Ленина, 19 лит.А, площадью 578,3 кв. м.
Так, постановлением главы администрации г. Тулы от 20.06.2006 N 955 МУП "М" предписано в срок до 01.08.2006 осуществить действия по подготовке решения об условиях приватизации предприятия.
Постановлением главы администрации г. Тулы 13.04.2007 N 1360 указанное имущество передано с баланса МУП "К" и закреплено на праве хозяйственного ведения МУП "М", а решением Тульской городской Думы от 30.01.2008 N 40/924 МУП "М" включено в Прогнозный план (программа) приватизации имущества г. Тулы путем преобразования в ОАО. Передаточный акт датирован 30.06.2008.
Таким образом, до принятия и вступления Закона N 159-ФЗ в силу собственником спорного имущества был сформирован имущественный комплекс муниципального унитарного предприятия "М" и принято решение об условиях его приватизации. Все последующие действия органа местного самоуправления осуществлялись в отношении имущественного комплекса, а не в отношении арендованного имущества.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 159-ФЗ установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий.
В этой связи у заявителя отсутствует преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, поскольку приватизирован именно имущественный комплекс МУПа, а не спорные помещения, арендуемые заявителем.
В соответствии с абзацем 2 п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона N 159-ФЗ, в частности, органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствовать реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение имущества.
Кроме того, в п. 8 этого Информационного письма Президиум ВАС РФ обратил внимание арбитражных судов на то обстоятельство, что по смыслу Закона N 159-ФЗ объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 ГК РФ.
При приватизации МУП "М" его объектом являлся имущественный комплекс, определенный в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В данном случае передача спорного имущества в имущественный комплекс МУПа, а не передача на праве хозяйственного ведения произошла еще в 2007 году, то есть задолго до принятия Закона N 159-ФЗ.
В связи с чем не представляется возможным сделать вывод о том, что администрация г. Тулы имела своей целью исключительно воспрепятствовать реализации заявителем права на приобретение спорного имущества после принятия Закона N 159-ФЗ.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций - фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 03.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2009 по делу N А68-2362/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 декабря 2009 г. N А68-2362/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании