Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 декабря 2009 г. N А62-6779/2008
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 ноября 2009 г. N А62-6779/2008
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от СПК "З" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от РЭО ГИБДД при ОВД Сафоновского района Смоленской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от ОВД по Сафоновскому району Смоленской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от СПК "Б" - Л.А.П. - представителя (дов. от 25.11.2009 г. б/н, пост.);
рассмотрев кассационные жалобы Отдела внутренних дел по Сафоновскому району Смоленской области и Сельскохозяйственного производственного кооператива "Б" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2009 г. и постановление Двадцатого арбитраражного апелляционного суда от 20.08.2009 г. по делу N А62-6779/2008, установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "З" (далее - СПК "З") обратился в арбитражный суд с заявлением к РЭО ГИБДД при ОВД Сафоновского района Смоленской области и ОВД по Сафоновскому району Смоленской области о признании незаконными действий должностных лиц РЭО ГИБДД при ОВД Сафоновского района, выразившихся в снятии с учета в марте 2006 г. зарегистрированных за СПК "З" 13 единиц автотранспортных средств и регистрации указанных транспортных средств за Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Б" (далее - СПК "Б").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2009 г. требования, предъявленные СПК "З" к ОВД по Сафоновскому району Смоленской области, удовлетворены, в удовлетворении требований к РЭО ГИБДД при ОВД Сафоновского района Смоленской области отказано.
Постановлением Двадцатого арбитраражного апелляционного суда от 20.08.2009 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.
В кассационных жалобах ОВД по Сафоновскому району Смоленской области и СПК "Б" просят отменить решение и постановление суда, полагая, что они приняты в нарушение норм материального права.
В силу п. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалоб, заслушав объяснения представителя третьего лица, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании заявления о снятии с учета 13 единиц автотранспортных средств для их последующей передачи СПК "Б", поданного представителем СПК "З" К.А.П. 10.03.2006 г. в РЭО ГИБДД при ОВД Сафоновского района с приложением паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, выписки из протокола общего собрания членов СПК "З" от 19.01.2006 г., перечня передаваемых СПК "Б" автотранспортных средств, доверенности от 24.03.2009 г. N 3, данные транспортные средства были сняты с учета РЭО ГИБДД при ОВД Сафоновского района 14.03.2006 г.
На основании заявления о регистрации снятых с учета автотранспортных средств за СПК "Б", поданного представителем Кооператива К.А.П. 29.03.2006 г. с приложением паспортов транспортных средств, доверенности от 30.03.2006 г. N 13, выписки из разделительного баланса по состоянию на 01.02.2006 г., протокола общего собрания членов-учредителей Кооператива от 22.12.2005 г. N 1., транспортные средства приняты на учет 30.03.2006 г.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.12.2007 г. по делу N А62-2039/2007 СПК "З" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство и конкурсным управляющим утвержден М.В.Д.
Полагая, что действия должностных лиц РЭО ГИБДД при ОВД Сафоновского района по снятию с учета зарегистрированных за СПК "З" автотранспортных средств и принятию их на учет за СПК "Б" не соответствуют закону, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), действовавшие в спорный период.
Согласно п. 35 Правил для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют, в частности: заявление; паспорт или иной заменяющий его документ, выданный в установленном порядке, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий; документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий; документы об уплате платежей, установленных п. 13 данных Правил; регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный в установленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, иные документы, удостоверяющие право собственности, к которым относятся выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); выписки из разделительного баланса (касающиеся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц).
В силу с п.п. 58, 59 Правил первоначально принимаются к рассмотрению заявления собственника или владельца транспортного средства, истребуются необходимые документы, устанавливается личность собственников или владельцев транспортных средств на основании паспортов или иных документов, предусмотренных п.п. 14, 22, 41-45 Правил.
Пунктами 14, 60 Правил определено, что в случае обращения владельца транспортного средства проверяются его полномочия представлять интересы собственника при регистрации транспортного средства на основании доверенности, удостоверенной в нотариальном порядке либо составленной в простой письменной форме, или иных документов, составленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью от имени юридического лица, заверенной подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Согласно п. 61 Правил документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, и иные представленные документы проверяются с применением технических средств на соответствие подлинности документов (выявление поддельных или измененных каким-либо иным способом).
При этом в представляемых для совершения регистрационных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, содержатся: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), в том числе стоимость транспортного средства (номерного агрегата), адреса, реквизиты и подписи сторон (для юридических лиц - подписи, заверенные печатью), сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска (год изготовления), идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (кабины, коляски, прицепа), модель, номер двигателя (блока двигателя), серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших (п. 35.1 Правил).
В силу п. 89 Правил при снятии с учета транспортных средств совершаются действия, предусмотренные п.п. 58-61.2, 63, 64, 64.2, 65, 66, 69, 70 Правил.
Судом установлено, что для снятия с учета зарегистрированных за СПК "З" транспортных средств К.А.П. представлена в числе прочих документов доверенность от 24.03.2006 г., выданная от имени Кооператива его председателем У.О.А.
Однако указанная доверенность не может являться документом, подтверждающим полномочия К.А.П. на снятие с учета транспортных средств, поскольку доказательства избрания У.О.А. председателем Кооператива в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что с заявлением о снятии с регистрации транспортных средств в ОВД по Сафоновскому району Смоленской области обратилось неуполномоченное лицо, суд пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемых действий по снятию с регистрации транспортных средств п. 35 Правил.
Кроме того, суд обоснованно указал на несоответствие названному пункту Правил также и действий ОВД по Сафоновскому району Смоленской области по регистрации транспортных средств за СПК "Б", так как к заявлениям об их регистрации не приложены правоустанавливающие документы на транспортные средства, а разделительный баланс, представленный Кооперативом, не может являться документом, подтверждающим право собственности этой организации на спорные транспортные средства, как вновь созданной.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил требования СПК "З", предъявленные к ОВД по Сафоновскому району Смоленской области.
Довод кассационных жалоб о том, что СПК "З" пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ для обращения с требованиями об обжаловании действий должностных лиц, не может быть принят во внимание, поскольку суд, рассматривая спор по существу, оценил фактические обстоятельства, позволяющие восстановить заявителю утраченное право на судебную защиту, а их переоценка находится вне компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения и постановления суда, не установлено, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 г. по делу N А62-6779/2008 оставить без изменения, а кассационные жалобы Отдела внутренних дел по Сафоновскому району Смоленской области и Сельскохозяйственного производственного кооператива "Б" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 декабря 2009 г. N А62-6779/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании