Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 декабря 2009 г. N Ф10-5668/09 по делу N А48-3055/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 апреля 2010 г. N ВАС-2884/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца З.И.М. - юрисконсульт (доверенность N 15 от 01.01.2009), от ответчика П.С.И. - директор, Б.Е.А. - юрист (доверенность N 48 от 11.09.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "З" на решение Арбитражного суда Орловской области от 29 июля 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2009 года по делу N А48-3055/2009, установил:
Открытое акционерное общество "О" (далее - ОАО "О") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Открытое акционерному обществу "З" (далее - ОАО "З") о взыскании 52021 руб. 15 коп. задолженности за потребленную в период с октября 2008 года по апрель 2009 года электрическую энергию.
Решением Арбитражного суда от 29.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "З" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
Представитель истца отклонил доводы кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Представители ответчика доводы кассационной жалобы поддержали по изложенным в ней мотивам.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "О" (поставщик) и ОАО "З" (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 3118 от 01.01.2008, в соответствии с условиями которого поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электроэнергии по электрическим сетям сетевых организаций, указанных в п. 1.2 договора, и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией потребителей, а покупатель - принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги (п. 1.1).
Права и обязанности сторон согласованы разделом 2 договора.
В силу п. 2.1.4 договора поставщик обязан производить расчет стоимости поставляемой покупателю электроэнергии, а также оказанных услуг, с выпиской актов-счетов и счетов-фактур.
В свою очередь, покупатель в течение 3-х дней с момента получения обязан подписать и направить поставщику акты-счета с расчетом объемов и стоимости поставленной электроэнергии (мощности).
В случае не подписания акта-счета покупателем или отсутствия мотивированных разногласий, изложенных в письменной форме и направленных в адрес поставщика в течение указанного периода времени, соответствующий акт-счет считается принятым и согласованным покупателем без разногласий (п. 2.3.26).
Пунктом 2.4.1 договора стороны определили условие, согласно которому покупатель вправе самостоятельно выбирать для проведения расчетов за электроэнергию (мощность) на очередной период тарифного регулирования (не менее 1 календарного года) один из установленных действующим законодательством вариантов регулируемого тарифа, уведомив об этом поставщика не менее чем за 1 месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов.
В соответствии с п. 5.1 исполнение договора оплачивается по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующего законодательства на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов в области государственного регулирования тарифов. В случае, если в ходе исполнения договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны с момента введения его в действие при осуществлении расчетов по договору обязаны принять новый порядок определения цен или новую цену.
Согласно п. 5.4.1 покупатель оплачивает стоимость электроэнергии по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории потребителей, половину договорного объема потребления электроэнергии и мощности в срок до 15 числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии. Во исполнение условий договора истец в период с октября 2008 года по апрель 2009 года в соответствии с подписанными сторонами актами приема-передачи электроэнергии поставил ответчику электрическую энергию на сумму 524109 руб. 76 коп., которая последним оплачена частично. Размер задолженности составил 52021 руб. 15 коп.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "О" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" N 41-ФЗ от 14.04.1995 государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В силу ст. 6 Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Как усматривается из материалов дела, возникшие между сторонами разногласия связаны с различным толкованием истцом и ответчиком условий договора энергоснабжения относительно заявленной (договорной) мощности и числа часов использования мощности ответчиком для определения соответствующего тарифа и цены за потребленную в расчетном периоде электроэнергию.
Разрешая настоящий спор, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Согласно разъяснениям, данным Федеральной службой по тарифам с Информационном письме N ДС-4928/14, под заявленной (договорной) мощностью понимается наибольшая получасовая электрическая мощность, которую потребитель обязуется ежедневно не превышать в часы максимальной нагрузки энергосистемы. Величина заявленной (договорной) мощности, как правило, устанавливается на год с помесячной разбивкой и отражается в договоре.
Под заявленной (расчетной) мощностью рассматривается мощность, величина которой определяется расчетным путем. Данная величина используется для потребителей, которые рассчитываются по одноставочному тарифу, и в договоре энергоснабжения с этими потребителями "заявленная мощность" не указывается.
Определение "заявленной мощности" содержится и в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, в силу которого заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Как усматривается из материалов дела, Приложением N 1 к договору энергоснабжения N 3118 от 01.01.2008 стороны согласовали объемы поставки электрической энергии и заявленную мощность на 2008 год. Наибольшая величина заявленной на период 2008 года мощности составила 268 кВт (август месяц); годовое электропотребление - 473000 кВт. Согласно указанным данным значение числа часов использования заявленной мощности соответствовало 1764,9, что менее 2000 часов.
Приказом службы по тарифам Орловской области N 01-06-37 от 01.12.2007 установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "О" и ЗАО "И" (Орловский филиал) потребителям группы "П" на розничном рынке Орловской области в 2008 году.
Согласно Приложению N 1 регулируемый тариф для диапазона числа часов использования заявленной мощности менее 2000 часов на уровне напряжения СН2 составил 2,11 руб./кВтч.
Указанный тариф применен истцом и при расчете стоимости потребленной за период с октября 2008 года по апрель 2009 года электроэнергии, о чем свидетельствуют представленные в обоснование заявленных требований акты-счета на оплату.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленной к взысканию суммы задолженности.
Ссылка заявителя на необоснованность применения судом Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, в части использования термина "заявленная мощность", поскольку, по мнению ответчика, данный термин применим не к конечному потребителю электроэнергии, а к сетевым организациям, не может быть принята во внимание.
Согласно п. 1.1 настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п. 1 настоящих Правил
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с условиями договора N 3118 от 01.01.2008 поставщик (в данном случае - ОАО "О") обязался осуществлять продажу электрической энергии потребителю (ОАО "З"), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электроэнергии по электрическим сетям сетевых организаций.
В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии (далее - договор оказания услуг по передаче электрической энергии).
Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства в договоре энергоснабжения, заключенном с гарантирующим поставщиком, гарантирующий поставщик не только является продавцом энергии, но и оказывает своим потребителям услуги по ее передаче, в том числе через привлеченных третьих лиц (сетевые организации).
Довод заявителя кассационной жалобы о неверном толковании арбитражным судом понятий "Базовые потребители" и "Прочие потребители", данных в Информационном письме ФСТ России N ДС-4928/14 от 12.08.2008, является несостоятельным.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-Э/2, установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население (в том числе и исполнители коммунальных услуг); 3 группа - прочие потребители.
К базовым потребителям относятся потребители, удовлетворяющие следующим критериям: потребители с максимальным значением заявленной покупаемой мощности, равным или более 20 МВт в месяц, и годовым числом часов использования заявленной покупаемой мощности, равным или более 7500.
Группы дифференцируются по уровням напряжения. ОАО "З" имеет уровень напряжения - среднее второе (СН2) - 20-1кВт, что соответствует показателям группы "Прочие потребители".
Вместе с тем, согласно разъяснениям к Методическим указаниям, данным в Информационном письме ФСТ России N ДС-4928/14 от 12.08.2008, вышеназванные положения применимы лишь в отношении потребителей, относящихся к тарифной группе "Базовые потребители".
По-видимому, в тексте предыдущих абзацев допущена опечатка. Дату Информационного письма ФСТ России следует читать как "от 12.08.2005 г."
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно применил к ответчику нормы, регулирующие отношения с "Прочими потребителями".
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерной ссылке судов на пункты 5.4.1, 5.4.2 договора, поскольку в соответствии с протоколом разногласий п. 5.4.1 изменен, а п. 5.4.2 исключен из текста договора, отклоняется судом кассационной инстанции, так как не может повлиять на правильность принятых судебных актов.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Применительно к фактическим обстоятельствам дела доводы заявителя кассационной жалобы сводятся, прежде всего, к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших уже оценку со стороны нижестоящих инстанций. Однако такого рода переоценка доказательств в силу требований ч. 2 ст. 287 АПК РФ находится за пределами компетенции кассационного суда, если это не обусловлено конкретными нарушениями норм процессуального права.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29 июля 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2009 года по делу N А48-3055/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 декабря 2009 г. N Ф10-5668/09 по делу N А48-3055/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании