Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 декабря 2009 г. N Ф10-5553/09 по делу N А09-12592/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: не явился, извещен надлежаще, от ответчика: Б.Т.А. - зам. нач. юр. отдела (дов. N 1-1909А от 03.12.2009), от третьего лица: Б.М.Ф. - юрисконсульт (дов. N 64/572 от 21.12.09),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГОУ ВПО "Б", с. Кокино Выгоничского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу N А09-12592/2008, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области (далее ТУ ФАУГИ по Брянской области) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к администрации Брянского района, г. Брянск, о признании права собственности Российской Федерации на помещение студенческой столовой площадью 1000 кв. м в здании, находящемся в п. Мичуринский, Брянского района Брянской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Б" (далее ФГОУ ВПО "Б"), с. Кокино Выгоничского района Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.06.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГОУ ВПО "Б" просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Истец, надлежащим образом уведомленный о дате и месте судебного заседания, в суд округа представителя не направил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решением исполнительного комитета Брянского районного Совета депутатов трудящихся N 3 от 10.01.1966 утверждены акты приемки государственной комиссии объектов при Брянской одногодичной школе руководящих работников сельского хозяйства, в том числе столовая на 108 мест с КБО. Приказом Управления продовольствия, закупок и государственных служб Брянской области от 07.09.1990 N 375 "О передаче с баланса на баланс Брянского механико-технологического техникума пищевой промышленности столовой школы управления АПК Брянскому механико-технологическому техникуму пищевой промышленности" на баланс техникума по остаточной стоимости передано здание столовой школы управления АПК.
Распоряжением администрации Брянского района N 14-р от 21.01.1994 "О порядке передачи ведомственных объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и жилья на баланс органов местного самоуправления" утвержден перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность района с января 1994 года согласно приложению N 1. В соответствии с приложением в перечень вошло помещение предприятия бытового обслуживания населения, расположенное на 2 этаже по адресу: г. Брянск, п. Мичуринский, ул. Б., 3, площадью 500 кв. м, находящееся на балансе Брянского механико-технологического техникума пищевой промышленности.
На совместном заседании комитета по управлению госимуществом Брянской области и комитета по управлению имуществом Брянского района было принято решение о передаче в муниципальную собственность помещения предприятия бытового обслуживания населения, расположенного на 2 этаже по адресу: г. Брянск, п. Мичуринский, ул. Б., 3 (протокол от 25.03.1994).
Постановлением администрации Брянского района N 211 от 15.04.1994 "О передаче нежилых помещений в муниципальную собственность Брянского и Почепского районов" в муниципальную собственность переданы нежилые помещения согласно приложению, в том числе помещение предприятия бытового обслуживания населения, расположенное на 2 этаже по адресу: г. Брянск, п. Мичуринский, ул. Березовая, 3, площадью 500 кв. м.
Постановлением администрации Брянского района N 869 от 17.11.1999 в соответствии со ст. 225 ГК РФ помещение предприятия бытового обслуживания населения в п. Мичуринский Брянского района по ул. Березовая, 3 признано бесхозным и одновременно с 01.11.1999 признано муниципальной собственностью Брянского района.
Постановлением администрации Брянской области N 358 от 22.08.2000 отменено постановление администрации Брянского района N 211 от 15.04.1994 в части передачи в муниципальную собственность Брянского района нежилого помещения площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, п. Мичуринский, ул. Б., 3, принадлежащего Брянскому механико-технологическому техникуму пищевой промышленности. Администрации Брянского района предложено исключить объект из состава муниципальной собственности.
На основании распоряжения Правительства РФ от 18.02.2004 N 239-р, распоряжения Минимущества РФ от 08.04.2004 N 1463-р Брянская государственная сельскохозяйственная академия Минсельхоза России была реорганизована путем присоединения к ней в качестве структурных подразделений Брянского института повышения квалификации кадров агробизнеса Минсельхоза России и Брянского механико-технологического техникума пищевой промышленности Минсельхоза России.
По акту приема-передачи объектов в п. Мичуринский Брянского района от 10.01.2005 ФГОУ СПО "Б" передало, а ФГОУ ВПО "Б" приняло на баланс объекты недвижимости, в том числе студенческую столовую общей площадью 1000 кв. м, 1990 года постройки.
Согласно справке МУ Мичуринской сельской администрации N 678 от 19.03.2008 при инвентаризации адресного хозяйства столовой был присвоен следующий адрес - ул. Б., 4.
Ссылаясь на то, что высшие учебные заведения в соответствии с п. 3 раздела 2 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" отнесены исключительно к федеральной собственности, все имущество ФГОУ ВПО "Б" является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что на момент разграничения собственности в спорном здании размещались столовая и Дом быта, которые отнесены к муниципальной собственности. Кроме этого, судами учтено, что на часть здания общей площадью 624,3 кв. м, уже зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в связи с чем спор по этой части здания между сторонами отсутствует.
Кассационная инстанция не может согласиться с такими выводами судебных инстанций и считает, что обжалуемые судебные акты являются недостаточно обоснованными, а поэтому подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Так, принимая решение об отказе в иске суды исходили из того обстоятельства, что принадлежность спорных помещений к муниципальной собственности подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 31.12.1965, решением исполнительного комитета Брянского районного
Совета депутатов трудящихся N 3 от 10.01.1966, приказами Брянского районного производственного объединения бытового обслуживания о приеме на работу работников этого предприятия.
В результате суды посчитали, что спорное имущество правомерно оказалось включенным в реестр муниципальной собственности в соответствии с постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пунктом 2 приложения N 3 к которому к муниципальной собственности были отнесены, в том числе и предприятия розничной торговли, питания и бытового обслуживания населения.
Кроме того, одним из оснований отказа в иске явилось неопределенность истцом конкретного имущества, на которое он просил признать право собственности. Отмеченная неопределенность возникла, по мнению судов, в результате противоречивых сведений о площади, месте нахождения и о ряде иных его характеристик, отраженных в представленных в материалы дела документах, в отношении нежилых помещений, на которые претендует истец.
Между тем кассационная инстанция полагает, что разрешая вопрос о возможной принадлежности спорных помещений к тому или иному уровню собственности в соответствии с упомянутым постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 суды в нарушение ст. 71 АПК РФ не дали должную оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимосвязи.
Так, принимая во внимание содержание упомянутых уже акта от 31.12.1965 о приемке законченного строительством объекта, решения исполнительного комитета Брянского районного Совета депутатов трудящихся N 3 от 10.01.1966 об утверждении вышеуказанного и других актов приемки построенных объектов, а также приказов Брянского районного производственного объединения бытового обслуживания о трудоустройстве своих работников, суды исходили лишь из указания в приведенных документах на студенческую столовую и аббревиатуру "К", под которой суд, очевидно, понимает комбинат бытового обслуживания.
Такой подход, по мнению кассационной инстанции, к оценке названных документов является односторонним и не может дать исчерпывающий ответ на вопрос о действительной принадлежности спорного имущества как во время его создания, так и в период разграничения уровней собственности в соответствии с постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Судами при этом не было учтено, что употребление указанных понятий (КБО и столовая) в отмеченных документах могло лишь свидетельствовать о предполагаемом или действительном функциональном использовании построенных помещений в тот или иной период времени.
Однако, если еще раз обратиться к содержанию этих же документов, то в них можно обнаружить более конкретные указания на фактического владельца спорного имущества.
А именно, в решении исполнительного комитета Брянского районного Совета депутатов трудящихся N 3 от 10.01.1966 сказано об утверждении актов приемки государственной комиссией построенных объектов "при Брянской одногодичной школе руководящих работников сельского хозяйства".
О возможной принадлежности тех же объектов вышеупомянутой школе, а также в дальнейшем техникуму и, наконец, ФГОУ ВПО "Б" (правопреемство в отношении имущества этих учреждений сторонами не оспаривается) свидетельствует приобщенная к материалам дела обширная переписка, а также акты руководителей и структурных подразделений региональных и муниципальных органов власти.
Что касается имеющихся в деле приказов Брянского районного производственного объединения бытового обслуживания о трудоустройстве своих работников, то и эти документы, по мнению кассационной инстанции, могут свидетельствовать лишь об использовании спорных помещений в то или иное время, но никак не подтверждают факт титульного владения этими помещениями на каком-либо вещном праве.
По поводу ссылки судов на неопределенность предмета спора ввиду противоречивости имеющихся в материалах дела сведений о площади, месте расположения и о других характеристиках помещений, что, по мнению судов, исключает возможность с достаточной достоверностью установить те из них, на которые претендует истец, кассационная инстанция полагает, что данный вопрос не является решающим в настоящем деле в силу следующих обстоятельств.
Как можно заключить из ряда документов, а также судя по пояснениям участвующих в кассационном суде представителей, спорные помещения находятся в отдельно стоящем здании по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Б., 3. Поскольку сторонами не оспаривается то обстоятельство, что все это здание, за исключением спорных помещений, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Брянской государственной сельскохозяйственной академии, то даже неточность некоторых характеристик указанных помещений не может, по мнению кассационной инстанции, привести к неправильному разрешению существа настоящего спора, который сводится к вопросу о принадлежности этих помещений (независимо от их площади) одной из сторон.
Более того, следует заметить, что вышеупомянутые противоречия в имеющихся в деле документах по поводу спорного имущества могут быть устранены путем предоставления в дело дополнительной документации, проведения соответствующих экспертиз, а также обследования судом спорного имущества по месту его нахождения (ст.ст. 78, 82 АПК РФ).
Наконец, не соответствует действительности ссылка суда апелляционной инстанции на отсутствие в материалах дела выписки из реестра федерального имущества ТУ ФАУФИ от 12.12.2005, согласно которой здание столовой площадью 1000 кв. м балансовой стоимостью 2765000 руб. находится на праве оперативного управления у ФГОУ ВПО "Б". Указанная выписка подшита в материалах дела на листах 13-18 том 2, где под порядковым номером 242 значится здание в 2 этажа по упомянутому уже адресу, переданное Брянской государственной сельскохозяйственной академии в 2004 году.
При новом рассмотрении дела суду нужно учесть отмеченные недостатки, оценив в соответствии с п. 2 ст. 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из имеющихся в деле доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимною связь доказательств в их совокупности. При необходимости следует предложить участвующим в деле лицам представить дополнительные документы, заявить ходатайства об их истребовании, о проведении соответствующих экспертиз, либо с участием представителей сторон обследовать спорное имущество по месту его нахождения, в результате чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 09.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу N А09-12592/2008 отменить. Дело направить в арбитражный суд на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 декабря 2009 г. N Ф10-5553/09 по делу N А09-12592/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании