Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 января 2010 г. по делу N А35-6270/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ОАО "М" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Курской таможни - Л.Н.Г. - гл. гос. тамож. инспектора (дов. N 05-62/4 от 30.12.2009), Г.Н.В. - гл. гос. Тамож инспектора (дов. N 05-62/9 от 11.01.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 19.10.2009 по делу N А35-6270/2009, установил:
Открытое акционерное общество "М" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Курской таможни, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 25439000 руб. в счет предстоящих таможенных платежей, а также обязании таможни его осуществить.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.10.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность принятого судом первой инстанции решения не проверялась.
Курская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшийся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить.
По мнению подателя жалобы, при применении периодического временного декларирования российских товаров декларирование происходит дважды: путем подачи временной таможенной декларации до убытия товара, где указывается приблизительное количество товара, и путем подачи после убытия полной таможенной декларации на все товары, вывезенные в определенный период времени.
Следовательно, подача двух различных деклараций с различным количеством и стоимостью товара не может расцениваться как единая процедура таможенного оформления одного и того же товара.
Кроме того, поскольку размер таможенного сбора за таможенное оформление в силу п. 1 ст. 357.10 ТК РФ должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг, то таможенный сбор должен уплачиваться каждый раз в случае оказания таможенным органом "публичной услуги" - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации, что имеет место в случае подачи как временной, так и полной ГТД.
Также, Таможня ссылается на п. 7.1. Постановления Правительства РФ N 863 от 28.12.2004 "О ставках таможенных пошлин за таможенное оформление товара" (в редакции Постановления Правительства РФ N 220 от 10.07.2009), которым установлено, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей таможенного органа, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, Обществом при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации применялось процедура периодического временного декларирования товаров путем подачи временных таможенных деклараций в количестве 178 штук за 2007 год и 152 штуки за 2008 год.
За оформление временных таможенных деклараций Общество уплатило таможенные сборы в 2007 году в сумме 14845500 руб., в 2008 году в сумме 12126500 рублей путем удержания Курской таможней денежных средств из авансовых платежей.
После убытия с территории Российской Федерации товара, заявленного к таможенному оформлению по временным декларациям в 2007-2008 гг., Общество на те же товары представило в Курскую таможню полные таможенные декларации, за оформление которых таможенный орган из авансовых платежей удержал 25439000 руб., в том числе 13607500 руб. - за 2007 год и 11813500 руб. - за 2008 год.
Посчитав, что уплаченная сумма таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций является излишней, поскольку таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление, включающее в себя как подачу временной таможенной декларации, так и подачу полной таможенной декларации, Общество обратилось в Курскую таможню с письмом N 14-645ГКО от 18.05.2009 о зачете излишне уплаченных в 2007 и 2008 годах таможенных сборов за таможенное оформление в общей сумме 25439000 руб., в том числе 13607500 руб. - за 2007 год и 11813500 руб. - за 2008 год в счет предстоящих таможенных платежей.
Письмом N 20-33/5012 от 26.05.2009 таможенный орган отказал Обществу в зачете таможенных сборов по мотиву отсутствия в Таможенном кодексе РФ и в Постановлении Правительства N 863 от 28.12.2004 однозначной нормы, определяющей порядок уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования товаров, и указал, что таможенные сборы за таможенное оформление подлежат оплате как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций.
Полагая, что названные действия таможенного органа не соответствуют таможенному законодательству, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 357.1, п.п. 1 п. 1 ст. 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.
Как следует из п.п. 31 п. 1 ст. 11 ТК РФ, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Пунктом 1 статьи 60 ТК РФ определено, что таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
В силу п. 2 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом по смыслу п. 1 ст. 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должно приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства РФ N 863 от 28.12.2004 определены ставки таможенных сборов за таможенное оформление.
Пункт 7 Постановления Правительства РФ N 863 от 28.12.2004 содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
При этом данный пункт по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации (после представления временной декларации и уплаты сбора), и не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
Учитывая изложенное, судом правомерно указано, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим, следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
В связи с этим, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Данные выводы судов соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении N 4574/08 от 08.07.2008 и определении Конституционного Суда РФ, изложенной в определении N 631-О-О от 07.11.2008.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что при временном декларировании экспортируемого товара Общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, что не оспаривается таможенным органом.
В силу п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Поскольку у Общества отсутствовала обязанность повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление одного и того же товара при подаче полной таможенной декларации, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Курской таможни правовых оснований для отказа в возврате Обществу излишне уплаченных таможенных сборов в заявленном им размере.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, у суда было достаточно оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы подателя жалобы и его ссылка на п. 7.1 Постановления Правительства РФ N 220 от 10.03.2009 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N 863 от 28.12.2004" отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный нормативный правовой акт в силу ст. 4 ТК РФ распространяется на правоотношения, возникшие после его официального опубликования и вступления в силу - 24.03.2009.
Однако, как следует из материалов дела, таможенные платежи по временным таможенным декларациям и полным таможенным декларациям были уплачены Обществом до вступления в силу указанных изменений.
Остальные доводы Таможни, изложенные в кассационной жалобе, являлись обоснованием ее позиции по делу, им дана надлежащая правовая оценка как основанным на неверном толковании норм материального права. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.10.2009 по делу N А35-6270/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Курской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 января 2010 г. по делу N А35-6270/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании