Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 января 2010 г. по делу N А09-6115/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Фонда - Л.А.А. - представителя (дов. от 01.12.08 г. б/н), от Брянской таможни - Ж.М.Г. - представителя (дов. от 25.12.09 г. N 03-62/05), М.Н.А. - представителя (дов. от 25.12.09 г. N 03-62/32),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.10.09 г. по делу N А09-6115/2009, установил:
Региональный общественный фонд "П" (далее - Фонд) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни от 02.07.09г. по делу N 10102000-1133/2009 о привлечении Фонда к административной ответственности на основании ст. 16.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.10.09 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Брянская таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Фонд в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 18.05.09 г. Брянской транспортной прокуратурой, совместно с Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства владельцами складов временного хранения, а также таможенными органами в части контроля за деятельностью складов временного хранения.
В ходе осмотра территории склада временного хранения Фонда (далее - СВХ Фонда) установлено, что на территории склада вне зоны таможенного контроля на газоне, предназначенном для стоянки транспортных средств, размещен служебный автомобиль марки "Форд" рег. N В033ММ 32 RUS. Данное транспортное средство размещалось на территории СВХ Фонда, после пересечения границы зоны таможенного контроля без специального письменного разрешения.
По результатам проверки составлен акт осмотра территории склада временного хранения Фонда от 18.05.09 г. и вынесено постановление от 19.05.09 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 16.5 КоАП РФ и направлении его в Брянскую таможню для рассмотрения и проведения административного расследования, по итогам которого составлен протокол об административном правонарушении от 18.06.09 г.
02.07.09 г. по итогам рассмотрения материалов административного дела N 10102000-1133/2009 Брянской таможней вынесено постановление о привлечении Фонда к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 5000 руб.
Удовлетворяя заявление Фонда, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 362 Таможенного кодекса РФ осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом РФ и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов.
Согласно ст. 16.5 КоАП РФ перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как установлено судом, факт перемещения через границы зоны таможенного контроля служебного автомобиля марки "Форд" рег. N В033ММ 32 RUS подтверждается материалами дела.
Письменное разрешение таможенного органа на перемещение транспортных средств через границы зоны таможенного контроля у Фонда отсутствует. Кроме того, руководство Фонда предварительно не уведомляло руководство Брянского таможенного поста Брянской таможни о перемещении через границы зоны таможенного контроля служебного автомобиля марки "Форд" рег. N В033ММ 32 RUS.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях Фонда признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, признавая незаконным постановление Брянской таможни от 02.07.09 г., суд указал на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности. При этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участником производства по делу об административном правонарушении, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрении дела.
Пунктом 2 ст. 28.4 КоАП РФ определено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления; при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе; лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, о составлении 19.05.09 г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Транспортная прокуратура Фонд не известила, в связи с чем последний при вынесении постановления был лишен возможности участвовать и давать пояснения по вменяемому правонарушению.
Указанное обстоятельство свидетельствует о существенном нарушении прав и законных интересов Фонда.
Кроме того, Брянской таможней, после рассмотрения материалов, переданных из Транспортной прокуратуры, и проведения административного расследования, были приглашены представители Фонда для составления протокола об административном правонарушении.
У прибывшего 18.06.09 г. представителя Фонда Л.А.А. имелась надлежащим образом оформленная доверенность и паспорт гражданина РФ. В связи с этим, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для недопущения Л.А.А. к участию в составлении протокола об административном правонарушении.
Доказательств обратного Брянской таможней не представлено.
Таким образом, поскольку Транспортной прокуратурой и Брянской таможней были допущены процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Брянской таможни от 02.07.09 г. по делу N 10102000-1133/2009.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Брянской таможни по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 12 октября 2009 года по делу N А09-6115/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Брянской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 января 2010 г. по делу N А09-6115/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании