Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 января 2010 г. по делу N А14-6186-2009/152/34
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - И.Ж.Ю. - представит. (дов. от 14.12.2009 N 1/2-100Д); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу N А14-6186-2009/152/34, установил:
Открытое акционерное общество "В" (далее - ОАО "В", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 07.05.2009 N 28.04-19.8 об административном правонарушении (уточненное требование).
Решением суда от 30.06.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2009 решение от 30.06.2009 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Как видно из материалов дела, решением УФАС от 23.12.2008 действия Общества по экономически, технологически необоснованному установлению различных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на территории Воронежской области признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На основании данного решения Обществу было выдано предписание от 23.12.2008 по делу N 104-10К о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, согласно которому ОАО "В" предписано в 10-дневный срок с момента получения предписания установить одинаковые цены на соответствующие марки бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Воронежской области, а также в трехдневный срок со дня исполнения предписания обеспечить антимонопольному органу предоставление информации об его исполнении.
16 февраля 2009 года ОАО "В" сообщило антимонопольному органу об исполнении предписания и установлении одинаковых цен на бензин автомобильный и дизельное топливо на территории Воронежской области.
На основании приказа УФАС от 10.03.2009 N 44 должностными лицами антимонопольного органа 23.03.2009 была проведена проверка на предмет исполнения Обществом указанного предписания.
В рамках данной проверки антимонопольным органом 11.03.2009 был направлен запрос Обществу N 04-16/617 о предоставлении информации о ценах по состоянию на 11.03.2009 на автомобильный бензин (АИ-76, АИ-92, АИ-95) и дизельное топливо, реализуемые Обществом на автозаправочных станциях.
В письме от 16.03.2009 N 3/1-98 Общество сообщило сведения о ценах, установленных им на реализуемые нефтепродукты по состоянию на 11.03.2009, которые не соответствуют действительным ценам, зафиксированным Управлением в ходе контрольного мероприятия.
По результатам проверки антимонопольным органом составлен акт от 23.03.2009 N 44.
По факту представления Обществом в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений об исполнении предписания в установленный срок, а именно установлении одинаковых цен на соответствующие марки нефтепродуктов на территории Воронежской области, УФАС составило протокол от 16.04.2009 N 28.04-19.8, на основании которого постановлением от 07.05.2009 по делу N 28.04-19.8 привлекло ОАО "В" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 388888 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 5 ст. 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Как следует из материалов дела, в предписании УФАС об устранении нарушений антимонопольного законодательства было указано о необходимости представления информации об исполнении предписания.
В силу ст. 51 Закона N 135-ФЗ предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ.
В данном случае действия Общества по предоставлению недостоверных, по мнению антимонопольного органа, сведений не являются самостоятельным составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, поскольку сведения (информация) являются средством, при помощи которого устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства, а не средством контроля за исполнением предписания.
Установив, что Общество письмом от 16.02.2009 N 1/3 информацию, которую необходимо сообщить в соответствии с требованиями ст. 25 Закона N 135-ФЗ не представляло, а лишь выполняло предписание антимонопольного органа, суд сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Общества события вменяемого правонарушения.
Кроме того, судом учтено, что доказательства представления недостоверных сведений, содержащихся в письме от 16.02.2009, Управлением не представлены, поскольку сведения, полученные в результате проверки, проведенной в марте 2009 года не свидетельствуют о совершении вменяемых нарушений в феврале 2009 года.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным и отменил постановление УФАС от 07.05.2009 по делу N 28.04/19.8 о привлечении Общества к административной ответственности за сообщение недостоверных сведений (информации) об исполнении предписания от 23.12.2008 по делу N 104/10К.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу NА14-6186-2009/152/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 51 Закона N 135-ФЗ предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ.
В данном случае действия Общества по предоставлению недостоверных, по мнению антимонопольного органа, сведений не являются самостоятельным составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, поскольку сведения (информация) являются средством, при помощи которого устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства, а не средством контроля за исполнением предписания.
Установив, что Общество письмом от 16.02.2009 N 1/3 информацию, которую необходимо сообщить в соответствии с требованиями ст. 25 Закона N 135-ФЗ не представляло, а лишь выполняло предписание антимонопольного органа, суд сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Общества события вменяемого правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 января 2010 г. по делу N А14-6186-2009/152/34
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании