Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 января 2010 г. по делу N А64-1840/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от конкурсного управляющего С.А.И. - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, от Управления Федеральной регистрационной службы России по Тамбовской области - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу УФРС России по Тамбовской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по делу N А64-1840/09, установил:
Конкурсный управляющий индивидуального предпринимателя Б.А.В С.А.И. (далее - конкурсный управляющий, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы России по Тамбовской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконными действий Управления по отказу в предоставлении конкурсному управляющему сведений о зарегистрированных за должником (Б.А.В.) прав на объекты недвижимого имущества и обязании представить сведения о зарегистрированных за ИП Б.А.В. правах на недвижимое имущество.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2009 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 решение суда первой инстанции отменено. Заявление конкурсного управляющего С.А.И. удовлетворено в полном объеме.
Управление обратилось с кассационной жалобой на состоявшееся по делу постановление суда апелляционной инстанции, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2009 по делу N А64-3810/2008 ИП Б.А.В. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим назначен С.А.И.
В процессе конкурсного производства конкурсным управляющим в адрес УФРС по Тамбовской области направлен запрос о наличии зарегистрированных за ИП Б.А.В. прав на объекты недвижимого имущества на территории Тамбовской области.
Управление письмом от 27.02.2009 N 01/017/2009-917 сообщило об отказе в выдаче запрашиваемой информации, указав, что УФРС обязано предоставлять сведения, содержащиеся в ЕГРП о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме, с уплатой в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) за представление информации юридическим лицом - 300 руб., физическим лицом - 100 руб. При этом, Управление указало, что заявитель не удостоверил свою личность, не представил документ, подтверждающий внесение платы за информацию и не представил копию решения суда об открытии конкурсного производства.
Конкурсный управляющий С.А.И. 16.03.2009 повторно представил в Управление запрос о предоставлении информации о зарегистрированных за ИП Б.А.В. правах на объекты недвижимости, приложив заверенную копию решения Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2009 по делу N А64-3810/08-18 и копию своего паспорта.
УФРС по Тамбовской области 18.03.2009 отказало заявителю в предоставлении запрашиваемой информации по тем же основаниям, которые были указаны в письме от 27.02.2009.
Полагая, что отказ Управления в предоставлении сведений о зарегистрированных за ИП Б.А.В. правах на объекты недвижимости противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, конкурсный управляющий С.А.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий регистрирующего органа.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление конкурсного управляющего, апелляционная коллегия обоснованно руководствовалась следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о регистрации государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
На основании п. 3 ст. 7 Закона о регистрации сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке лицам, прямо перечисленным в названной норме.
Содержащийся в указанной норме Закона о регистрации перечень лиц, которым могут быть предоставлены обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, является исчерпывающим и включает в себя, в том числе, самих правообладателей или их законных представителей.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в силу ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника в пределах, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.
Согласно п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Таким образом, для получения сведений о правах должника на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества конкурсному управляющему должника, обращающемуся в регистрирующий орган в порядке п. 3 ст. 7 Закона о регистрации, необходимо представить документы, подтверждающие наличие у него полномочий конкурсного управляющего.
В рассматриваемом случае, как установлено судом, при направлении в регистрирующий орган повторного запроса о предоставлении информации о зарегистрированных за ИП Б.А.В. правах на объекты недвижимости, конкурсный управляющий С.А.И. представил необходимые документы, в связи с чем у Управления отсутствовали законные основания для отказа запрашиваемых заявителем сведений.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемый отказ Управления в предоставлении информации не соответствует требованиям Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия правомерно удовлетворила заявленные конкурсным управляющим требования.
При этом, суд обоснованно отклонил довод Управления о необходимости заявителя лично явиться в регистрирующий орган с документом, удостоверяющим личность, поскольку такой обязанности Закон о регистрации не содержит.
Кассационная коллегия полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и, в силу ст. 286 АПК РФ, не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по делу N А64-1840/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу УФРС России по Тамбовской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2010 г. по делу N А64-1840/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании