Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 января 2010 г. по делу N А68-3625/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: истец: от Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); Ответчик: от Индивидуального предпринимателя К.В.В. - Г.С.П. - представитель (дов. от 22.09.2009 N 71 АА 221608); Третье лицо: от ГУК ТО "Ц" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя К.В.В. на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по делу N А68-3625/09, установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю К.В.В. (далее - Предприниматель) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 363832,17 руб. и 321843,39 руб. пени.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил свои требования и просил суд взыскать с Предпринимателя задолженность по арендной плате по состоянию на 21.07.2009 в сумме 453328,56 руб. и 501919,53 руб. пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ГУК ТО "Ц".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.07.2009 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал в пользу истца 453328,56 руб. задолженности по арендной плате и уменьшил размер пени подлежащих взысканию до 40000 руб.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, удовлетворив иск в полном объеме.
Представители истца, третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Перечисленные лица ходатайств о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей не заявили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ, без их участия.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителя ответчика, судом кассационной инстанции установлено следующее.
25 марта 2005 года между Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области, ГУК Тульской области "Ц" (владелец), совместно именуемые - арендодатели, и индивидуальным предпринимателем К.В.В. (арендатор) заключен договор N 15 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося государственной собственностью Тульской области (далее - Договор), по условиям которого в аренду передано имущество, расположенное по адресу: Тульская область, г. Ефремов, ул. С., д. 17, лит А1, комнаты N 1-6, расположенные на 1 этаже, комнаты N 1-8, расположенные в подвальном помещении, площадью 165,7 кв. м, о чем составлен акт приемки-передачи от 01.01.2005.
Пунктами 4.1, 4.2 Договора предусмотрено, что Предприниматель обязуется перечислять арендную плату ежемесячно до 10-го числа оплачиваемого месяца.
В период с 31.03.2008 по 21.04.2009 Предприниматель надлежащим образом не исполнял принятые на себя обязательства в части оплаты стоимости аренды, в связи с чем, за последним образовалась задолженность в размере 363832,17 руб.
Постановлением губернатора Тульской области от 16.01.2008 N 2-пг образован Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области и последнему передана часть функций Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области.
Постановлением губернатора Тульской области от 29.07.2008 N 40-пг Комитет Тульской области по имущественной политике, его функции переданы Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области.
Постановлением администрации Тульской области от 21.01.2008 N 34 утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области.
16 февраля 2009 года в адрес Предпринимателя направлена претензия с требованием в течение 10 рабочих дней погасить имеющуюся задолженность по арендной плате.
Поскольку изложенные в претензии требования ответчиком в отведенный срок исполнены не были, Департамент обратился с настоящим иском в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования частично, снизив размер взыскиваемой пени.
В кассационной жалобе заявитель, не оспаривая образовавшуюся задолженность по уплате арендных платежей, ссылается на ошибочные выводы суда о том, что Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области является надлежащим истцом по настоящему спору, и недоказанность судом факта существования между ним и Департаментом договорных отношений.
Как следует из материалов дела, сторонами Договора выступают Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области, ГУК Тульской области "Ц" (арендодатели) и индивидуальный предприниматель К.В.В. (арендатор).
Вместе с тем, Законом Тульской области от 09.11.1999 N 158-ЗТО "О государственной собственности Тульской области" (п. 3 ст. 6) для управления собственностью области администрация Тульской области формирует орган по управлению государственным имуществом области, осуществляющий управление государственным имуществом области, принадлежащего на праве собственности области.
В развитие указанного закона администрацией Тульской области 21.01.2008 издано Постановление N 34 "Об утверждении положения о Департаменте имущественных и земельных отношений".
Согласно указанного Положения о Департаменте, основными задачами Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области являются, в том числе обеспечение эффективного управления, распоряжения и использования имущества области.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: осуществляет в установленном порядке управление и распоряжение имуществом области; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного имущества области, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственных унитарных предприятий и учреждений Тульской области, переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и т.п.
В силу ст. 6 данного положения Департамент имеет право, в том числе: принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Тульской области в сфере приватизации, управления и распоряжения имуществом области путем предъявления соответствующих исков в суды и направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности; осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и Тульской области. При этом право на передачу областного имущества в аренду отнесено также к компетенции Департамента (т. 1 л.д. 31-34).
Таким образом, в связи с перераспределением полномочий в силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области перешли все права и обязанности арендодателя по договорам аренды государственного имущества, в том числе и право на взыскание в судебном порядке задолженности за предыдущий период по договорам аренды.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что поскольку на момент обращения с исковым заявлением в суд соответствующими полномочиями обладал Департамент, то оснований считать его ненадлежащим истцом не имеется.
По изложенным основаниям отклоняется и довод заявителя кассационной жалобы о том, что в связи с отсутствием между ним и Департаментом договорных отношений, Департамент не имеет права ссылаться в обоснование своих требований на уведомления об увеличении размера арендной платы, направленные в его адрес Комитетом (от 25.03.2007) и самим Департаментом (от 24.09.2008).
В п. 6.1.Договора стороны установили, что все вносимые в договор изменения и дополнения оформляются дополнительными соглашениями, за исключением условий п. 4.4. договора об изменении размера арендной платы.
Из положений п. 4.4. Договора следует, что размер годовой арендной платы может быть пересмотрен Комитетом в случае централизованного изменения цен и тарифов, вида деятельности Арендатора и в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
Согласно ст. 2 п. 1 Закона Тульской области от 31.10.2006 N 746-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы при предоставлении государственного имущества Тульской области в аренду" размер арендной платы при предоставлении имущества области в аренду определяется на основании независимой оценки.
Соответствующие уведомления об изменении ставки арендной платы на 2007 и 2008 годы направлялись в адрес Предпринимателя, что подтверждается материалами дела, и факт их получения не опровергается последним.
С учетом изложенного, суд правомерно взыскал с ответчика сумму задолженности по арендной плате, рассчитанную с учетом вышеотмеченного изменения ее размера.
Заявленные в кассационной жалобе доводы Предпринимателя уже являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 30.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по делу N А68-3625/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя К.В.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 января 2010 г. по делу N А68-3625/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании