Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 февраля 2010 г. по делу N А62-2358/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2010 г. N ВАС-7296/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2010 г. по делу N А62-2358/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - М.О.В. - представителя (доверенность от 11.01.2010 б/н, постоянная), от Администрации г. Смоленска - П.Н.С. - главного ведущего специалиста-юрисконсульта отдела организационно-правового обеспечения управления архитектуры и градостроительства Администрации (доверенность от 12.01.2010 N 1-56, постоянная), 3-их лиц: Г.М.Л., П.О.А., Е.А.Я. - А.Т.Л. - представителя (доверенность от 11.01.2010 б/н, постоянная), Б.С.А. - начальника отдела организационно-правового обеспечения управления архитектуры и градостроительства Администрации (доверенность от 12.01.2010 N 1-55, постоянная), Г.М.Л. - паспорт, П.О.А. - паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "С" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу N А62-2358/2009, установил:
ОАО "С" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Смоленска (далее - Администрация) от 17.04.2009 N 147 "Об отмене пунктов 2-4 постановления главы города Смоленска от 30.03.2006 N 890 "О признании утратившими силу решений исполнительного комитета Смоленского городского Совета народных депутатов от 09.09.1988 N 442, от 09.02.1990 N 80 и внесении изменений в постановления главы администрации города Смоленска от 10.01.2002 N68, и.о. главы города Смоленска от 18.03.2005 N 678".
Решением суда от 17.08.2009 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены указанных судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации от 10.01.2002 N 68 Обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 14865 кв. м по улице 12 лет Октября г. Смоленска для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов.
На основании указанного постановления с Обществом заключен договор аренды земельного участка от 15.02.2002 N 3511.
Постановлением главы города Смоленска от 18.03.2005 N 678 "О внесении изменений в решения исполнительного комитета Смоленского городского Совета народных депутатов от 09.09.1988 N 442, от 09.02.1990 N 80, в постановление главы Администрации от 10.01.2002 N 68 об утверждении проекта границ земельного участка по улице 12 лет Октября" площадь предоставленного земельного участка увеличена до 17347 кв.м и утвержден проект его границ.
В соответствии с данным постановлением заключено соглашение от 25.05.2005 N 3511/1 о внесении изменения в договор аренды земельного участка от 15.02.2002 N 3511.
Постановлением главы города Смоленска от 30.03.2006 N 890 признаны утратившими силу решения исполнительного комитета Смоленского городского Совета народных депутатов от 09.09.1988 N 442 "О дополнительном отводе земельного участка деревообрабатывающему заводу треста "С" для проектирования 9-этажного жилого дома по улице Т." (п. 1); внесены изменения в постановление администрации города Смоленска от 10.01.2002 N 68 "О расторжении договора аренды от 16.07.1998 N 1109 земельного участка по улице 12 лет Октября и о предоставлении АООТ "С" в аренду земельного участка по улице 12 лет Октября для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов" (пункт второй постановления); внесены изменения в части увеличения площади земельного участка, предоставленного ОАО "С", до 20527 кв. м (пункт третий постановления).
В соответствии с данным постановлением между Администрацией и ОАО "С" заключено дополнительное соглашение от 12.07.2006 N 3511/2с о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка от 15.02.2002 N 3511 в части изменения размера площади земельного участка.
Земельный участок площадью 20527 кв. м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 67:27:000 00 00:0107, в состав указанного участка входят земельные участки площадью 17347 кв. м с кадастровым номером 67:27:001 34 48:0043 и площадью 3180 кв. м с кадастровым номером 67:27:001 34 39:0017.
17 апреля 2009 года Администрацией вынесено постановление N 147 "Об отмене пунктов 2-4 постановления главы города Смоленска от 30.03.2006 N 890 "О признании утратившими силу решений исполнительного комитета Смоленского городского Совета народных депутатов от 09.09.88 N 442, от 09.02.90 N 80 и внесении изменений в постановления главы администрации города Смоленска от 10.01.2002 N 68, и.о. главы города Смоленска от 18.03.2005 N 678".
Данным постановлением фактически отменено дополнительное увеличение на 3180 кв. м площади земельного участка, предоставленного Обществу под строительство.
Считая указанное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом действия (бездействия) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме), принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме.
В силу статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок в силу указанных положений законодательства возникает с 01.03.2005 (с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Управления Роснедвижимости по Смоленской области от 06.07.2009 N 2722 земельный участок под многоквартирным домом N 3 по улице Толмачева в городе Смоленске площадью 3961 кв. м поставлен на кадастровый учет.
Однако учитывая положения ст. 16 Закона N 189-ФЗ, суд пришел к выводу, что у собственников помещений в указанном доме возникло право общей долевой собственности на названный земельный участок ранее, нежели он был предоставлен заявителю в аренду. При этом принял во внимание, что границы указанного участка были сформированы 10.10.1980 (участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный), хотя и не утверждены в установленном порядке.
Так как сведения о спорном земельном участке, согласно имеющимся в материалах дела кадастровым планам, были внесены в 1980 году, то есть до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (до 1 марта 2008 года), суд указал, что данный земельный участок на основании пункта 1 статьи 45 указанного Закона является ранее учтенным объектом недвижимости, и признал, что наличие постановления главы города Смоленска от 30.03.2006 N 890 препятствовало жильцам дома по ул. Т., 3 оформить земельный участок.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что постановление главы города Смоленска от 30.03.2006 N 890 противоречит ст. 16 Закона N 189-ФЗ, является правильным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются при условии проведения работ по их формированию. Предоставление спорных земельных участков осуществляется двумя способами: без предварительного согласования мест размещения объектов (исключительно на торгах, конкурсах или аукционах) и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Исходя из того, что предоставление Обществу земельного участка площадью 3180 кв. м является увеличением площади ранее предоставленного участка - с 17347 кв. м до 20527 кв. м, оценив это как предоставление нового земельного участка и принимая во внимание, что каждый из указанных выше земельных участков является самостоятельным объектом права, суд пришел к правильному выводу, что принятое главой города Смоленска постановление от 30.03.2006 N 890 не соответствует требованиям статьи 30.1 ЗК РФ.
Помимо этого абзацем 1 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01 января 2007 года) предусмотрено, что земельный участок предоставляется юридическому лицу в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения аукциона в случае, если этим юридическим лицом было осуществлено на основании заключенного до 30 декабря 2004 года соглашения с органом государственной власти или органом местного самоуправления выселение граждан из жилых помещений или возмещение связанных с выселением граждан убытков в соответствии с законодательством, действовавшим на момент такого выселения, а также снос зданий (в том числе многоквартирных домов и жилых домов), строений и сооружений, расположенных на данном земельном участке, в целях предоставления земельного участка для строительства жилья в зоне, предусмотренной градостроительной документацией. При этом условия, предусмотренные подпунктами 2, 4-8 пункта 3 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, являются существенными условиями договора аренды данного земельного участка.
Доказательства наличия обстоятельств, позволяющих Обществу получить земельный участок площадью 3180 кв. м в целях жилищного строительства без проведения аукциона, материалы настоящего дела не содержат.
Руководствуясь ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ и учитывая фактические обстоятельства, суд обоснованно отклонил довод Общества о том, что после принятия Закона Смоленской области от 08.02.2008 N 1-З у Администрации г. Смоленска не имелось полномочий по принятию оспариваемого акта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона N 1-З следует читать как "от 08.02.2007 г."
Ссылка в жалобе на непривлечение к участию в деле Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (орган, к полномочиям которого в настоящее время относится распоряжение земельными участками на территории г. Смоленска) судом правомерно не принята, так как указанный Департамент в силу ч. 1 ст. 51 АПК РФ не является ни органом, принявшим оспариваемый акт, ни лицом, чьи права и законные интересы данный акт затрагивает.
Довод заявителя о том, что полномочия третьих лиц, привлеченных к участию в деле, не подтверждены, поскольку представленный протокол общего собрания жильцов не является доверенностью в смысле гл. 6 АПК РФ, несостоятелен, так как П.О.А., Г.М.Л. согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ являются лицами, уполномоченными органом управления многоквартирным домом на представление интересов собственников жилья по вопросам использования спорного земельного участка.
Вывод судов о том, что решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19.12.2007, установившее определенные обстоятельства, связанные с предоставлением Обществу спорного земельного участка, не имеет преюдициального значения для данного спора, является правильным, поскольку арбитражным судом исследовались эти обстоятельства с учетом доводов сторон и оценки иных представленных доказательств.
Кассационная коллегия считает, что выводы судебных инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, судами применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судебными инстанциями обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу N А62-2358/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо этого абзацем 1 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01 января 2007 года) предусмотрено, что земельный участок предоставляется юридическому лицу в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения аукциона в случае, если этим юридическим лицом было осуществлено на основании заключенного до 30 декабря 2004 года соглашения с органом государственной власти или органом местного самоуправления выселение граждан из жилых помещений или возмещение связанных с выселением граждан убытков в соответствии с законодательством, действовавшим на момент такого выселения, а также снос зданий (в том числе многоквартирных домов и жилых домов), строений и сооружений, расположенных на данном земельном участке, в целях предоставления земельного участка для строительства жилья в зоне, предусмотренной градостроительной документацией. При этом условия, предусмотренные подпунктами 2, 4-8 пункта 3 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, являются существенными условиями договора аренды данного земельного участка.
...
Довод заявителя о том, что полномочия третьих лиц, привлеченных к участию в деле, не подтверждены, поскольку представленный протокол общего собрания жильцов не является доверенностью в смысле гл. 6 АПК РФ, несостоятелен, так как П.О.А., Г.М.Л. согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ являются лицами, уполномоченными органом управления многоквартирным домом на представление интересов собственников жилья по вопросам использования спорного земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 февраля 2010 г. по делу N А62-2358/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании