Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 февраля 2010 г. N Ф10-6321/09 по делу N А62-6134/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: истец - не явился, ответчик - Ш.О.В. - представитель, дов. от 11.01.2010 N 1-02, третьи лица - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования г. Смоленск в лице Администрации г. Смоленска на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А62-6134/2008, установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент имущественных отношений), г. Смоленск, обратился в арбитражный суд с иском к Муниципальному образованию г. Смоленск в лице Администрации г. Смоленска (далее - Администрация г. Смоленска) о признании права государственной собственности на объект недвижимости - водолечебницу, общей площадью 255,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. В., д. 1.
Третьими лицами по делу выступали Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Смоленской области (далее - Территориальное управление), г. Смоленск, Открытое акционерное общество "С" (ОАО "С"), Закрытое акционерное общество "Т" (ЗАО "Т").
Администрация г.Смоленска предъявила встречный иск о признании права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.06.2009 в удовлетворении основного иска отказано, встречный иск удовлетворен.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 решение суда отменено, иск Департамента имущественных отношений удовлетворен, в иске Администрации г. Смоленска отказано.
В кассационной жалобе Администрация г. Смоленска просит отменить постановление апелляционного суда, а решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом второй инстанции норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент имущественных отношений просит оставить постановление апелляционного суда от 21.10.2009 без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы жалобы.
Истец и третьи лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости постановление от 21.10.2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1992 N 110 в государственную собственность Смоленской области передан Красноборский сырокомбинат со всем имуществом, находящимся на его балансе, включая указанную выше водолечебницу.
01.06.1992 Арендное предприятие "Сыродельный комбинат "К" было реорганизовано в Товарищество с ограниченной ответственностью "К" с целью приватизации.
В соответствии с распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Смоленской области от 05.08.1992 N 414-р имущество комбината было приватизировано. При этом из состава имущества, подлежащего приватизации, были исключены объекты социально-бытового и социально-культурного назначения, в том числе и водолечебница, которые остались в государственной собственности, но были переданы комбинату в безвозмезное пользование по договору от 07.08.1992.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.11.2005 по делу N А62-703/2005 ОАО "С" признано несостоятельным (банкротом). Определением суда от 04.12.2008 завершено конкурсное производство в отношении ОАО "С", ОАО "С" ликвидировано.
Ссылаясь на то что водолечебница является объектов государственной собственности области, Департамент имущественных отношений обратился в суд с указанным иском.
Ссылаясь на то что водолечебница является объектом социально-культурного назначения и в соответствии с законодательством о банкротстве подлежит передаче в муниципальную собственность, Администрация г. Смоленска обратилась со встречным иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции установил, что при проведении процедуры банкротства водолечебница не вошла в состав конкурсной массы и не реализовывалась и, ссылаясь на ст. 132 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ), пришел к выводу о том, что водолечебница является муниципальной собственностью.
Отменяя решение суда и удовлетворяя иск Департамента имущественных отношений, а в иске Администрации г. Смоленска отказывая, апелляционный суд свой вывод мотивировал тем, что водолечебница являлась государственной собственностью, из государственной собственности не выбывала, а поэтому оснований признавать право муниципальной собственности на этот объект недвижимости у суда первой инстанции не было.
Суд кассационной инстанции согласен с выводом апелляционного суда.
Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности и могут передаваться в государственную собственность областей.
В Приложении N 2 указаны предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на республиканском или местном рынках товаров, работ, услуг. К таким предприятием был отнесен и Красноборский сырокомбинат и, как отмечено выше, Постановлением Правительства РФ он был передан в государственную собственность Смоленской области. Следовательно, всё имущество комбината стало государственной собственностью области.
Так как водолечебница не была приватизирована, она осталась в собственности области. Данных о том, что она из областной собственности передавалась в муниципальную собственность г. Смоленска, в материалах дела нет.
Ссылка суда первой инстанции на ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ не состоятельна.
Согласно ст. 132 названного Закона социально значимые объекты, не проданные в процессе конкурсного производства, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача социально значимых объектов осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Однако, судом такого определения не принималось. Поэтому оснований считать водолечебницу объектом муниципальной собственности, у суда первой инстанции не было.
Апелляционный суд по праву отменил решение суда первой инстанции и в удовлетворении иска Администрации г. Смоленска отказал, а иск Департамента имущественных отношений удовлетворил.
Оснований для отмены постановления от 21.10.2009 не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А62-6134/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Приложении N 2 указаны предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на республиканском или местном рынках товаров, работ, услуг. К таким предприятием был отнесен и Красноборский сырокомбинат и, как отмечено выше, Постановлением Правительства РФ он был передан в государственную собственность Смоленской области. Следовательно, всё имущество комбината стало государственной собственностью области.
...
Ссылка суда первой инстанции на ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ не состоятельна.
Согласно ст. 132 названного Закона социально значимые объекты, не проданные в процессе конкурсного производства, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача социально значимых объектов осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
...
Оснований для отмены постановления от 21.10.2009 не усматривается."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 февраля 2010 г. N Ф10-6321/09 по делу N А62-6134/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании