Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 февраля 2010 г. по делу N А62-8372/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "М" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации Смоленской области - П.А.А. - представитель, доверенность от 12.01.2010 N 1/11, от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Прокуратуры Смоленской области - А.Ю.Т. - представитель, доверенность от 10.02.2010 N 08/2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "М" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.12.2009 по делу N А62-8372/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании: недействующим с момента издания постановления Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" (с изменениями от 05.12.2008) в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале 67:15:007 01 02 по разрешенному виду использования "для размещения и обслуживания АЗС"; недостоверным результата государственной кадастровой оценки кадастрового квартала 67:15:007 01 02 по виду разрешенного использования "для размещения и обслуживания АЗС", представленного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области в Администрацию Смоленской области 09.07.2008 за N 01-16/06/1479.
Решением суда от 03.12.2009 производство в части требования о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В удовлетворении требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки кадастрового квартала 67:15:007 01 02 отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области.
Указанное Постановление было опубликовано в официальных изданиях: "Смоленская газета" N 87 от 04.11.2008; "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" N 11 от 06.11.2008, часть I, стр. 6 (без приложения N 2); "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" N 11 от 10.11.2008, (приложение), часть I, стр. 6 (без приложения N 1) и вступило в силу с 1 января 2009 года.
Не согласившись с указанным нормативным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Заявитель полагает, что в ходе оценки принадлежащего Обществу земельного участка допущены нарушения, что, как следствие, привело к существенному увеличению размера земельного налога.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
Спор о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" не подведомственен арбитражному суду.
В соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении статьи 29 Кодекса необходимо учитывать, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, относящих к компетенции арбитражного суда, рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов по утверждению кадастровой оценки земель.
Другие федеральные законы, относящие рассмотрение дел об оспаривании названных нормативных правовых актов к компетенции арбитражных судов также отсутствуют, а следовательно, указанные споры, в соответствии с главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подведомственны судам общей юрисдикции.
Таким образом, производство по делу в части требования Общества о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 обоснованно прекращено судом на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Следовательно, учитывая, что расчет государственной кадастровой оценки стоимости земли кадастрового квартала 67:15:007 01 02, представленный Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области, утвержден действующим нормативным правовым актом (постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584), который в установленном порядке не отменен и не признан недействующим, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что действия Управления, связанные с составлением этого расчета, не могут быть оспорены вне рамок дела о признании недействующим этого нормативного правового акта.
Кроме того, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области по кадастровой оценке земли носят технический характер и без утверждения результатов оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации они не носят правового характера и не порождают каких-либо прав и обязанностей для других лиц.
На основании изложенного, кассационная инстанция полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом установлены фактические обстоятельства, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.12.2009 по делу N А62-8372/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 февраля 2010 г. по делу N А62-8372/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании