Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 февраля 2010 г. по делу N А09-4938/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Управления имущественных отношений Брянской области - К.Е.В. - представитель, доверенность от 20.01.2010 N 01-0632, от Брянской городской администрации - Ф.А.В. - представитель, доверенность от 29.12.2009 N 1/06-1948Н, от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления здравоохранения Брянской городской администрации - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 по делу N А09-4938/2009, установил:
Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным постановления Брянской городской администрации (далее - Администрация) от 03.10.2002 N 720 "О предоставлении земельных участков" в части предоставления Управлению здравоохранения Брянской городской администрации в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Б., площадью 62637 кв. м, кадастровый номер 32:28:00 00 00:0013 для использования под проектирование и строительство больницы скорой медицинской помощи с возложением функций заказчика по строительству на МУП "Б".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.08.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 решение суда изменено в части взыскания государственной пошлины по делу. В остальном решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Брянской городской администрацией принято постановление от 03.10.2002 N 720 "О предоставлении земельных участков", которым Управлению здравоохранения Брянской городской администрации был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Б., площадью 62637 кв. м, кадастровый номер 32:28:00 00 00:0013 для использования под проектирование и строительство больницы скорой медицинской помощи с возложением функций заказчика по строительству на МУП "Б".
На основании данного постановления между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации (правопредшественник Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации) и Управлением здравоохранения Брянской городской администрации был заключен договор аренды земельного участка от 25.03.2004 N 28237 сроком действия с 01.04.2004 по 01.11.2007, зарегистрированный в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.12.2005 за N 32-32-01/050/2005-601.
Согласно акту приема-передачи от 25.03.2004 вышеуказанный земельный участок был передан Управлению здравоохранения Брянской городской администрации.
На основании постановления Администрации от 10.08.2006 N 2821-п "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по ул. Б. в Советском районе и разрешении МУП "Б" строительства комплексной индивидуальной жилой застройки" между Брянской городской администрацией и Управлением здравоохранения Брянской городской администрации 07.09.2006 было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 25.03.2004 N 28237, в соответствии с которым вид разрешенного использования земельного участка был изменен на "использование под индивидуальную жилую застройку". Дополнительное соглашение также было зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство от 29.01.2007 N 32-32-01/012/2007-102).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 18.09.2007 по делу N А09-3059/07-17 вышеуказанный договор аренды от 25.03.2004 N 28237 с учетом дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 25.03.2004 N 28237 был признан недействительным, в связи с допущенным нарушением требований статей 20, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что Брянская городская администрация не имела полномочий распоряжаться соответствующим земельным участком, Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о частичном оспаривании постановления от 03.10.2002 N 720.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Из материалов дела видно, что оспариваемым постановлением Брянской городской администрации земельный участок предоставлен Управлению здравоохранения Брянской городской администрации для использования под проектирование и строительство больницы скорой медицинской помощи.
Порядок предоставления земельного участка для строительства определен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу указанной нормы предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, доказательств, свидетельствующих о соблюдении установленного Земельным кодексом порядка предоставления Управлению здравоохранения земельного участка, Брянской городской администрацией не представлено.
Целью передачи земельного участка Управлению здравоохранения Брянской городской администрации являлось использование его под проектирование и строительство больницы скорой медицинской помощи, однако денежные средства для этих целей в бюджете Муниципального образования г. Брянск на соответствующий год не предусматривались.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что правовые основания для предоставления земельного участка Управлению здравоохранения для строительства отсутствовали.
Указанные выводы суда подтверждаются принятием Администрацией постановления от 10.08.2006 N 2821-п, которым спорный земельный участок передавался для строительства комплексной индивидуальной жилой застройки путем изменения вида разрешенного использования этого участка.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся: земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с требованиями Закона Брянской области от 09.01.2006 N 76-3 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска" и Постановления Администрации Брянской области от 30.10.2006 N 641 "Об утверждении порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, и Положения об областной земельной комиссии" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области в лице Управления имущественных отношений Брянской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 09.10.2006 г."
На момент издания постановления N 720 спорный земельный участок относился к категории неразграниченных земель, а следовательно, неправомерное предоставление его Управлению здравоохранения для строительства больницы скорой медицинской помощи повлекло за собой незаконное прекращение государственной собственности на этот участок.
При таких обстоятельствах принятое Брянской городской администрацией постановление от 03.10.2002 N 720 нарушает права Управления имущественных отношений Брянской области по распоряжению спорным земельным участком.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Поскольку обжалуемый ненормативный акт Брянской городской администрации принят с нарушением установленного законодательством порядка предоставления земельных участков, а также нарушает права Управления имущественных отношений Брянской области по распоряжению данным участком, заявленные последним требования обоснованно удовлетворены судом.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 07.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 по делу N А09-4938/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 февраля 2010 г. по делу N А09-4938/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании