Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 февраля 2010 г. по делу N А62-1258/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2010 г. по делу N А62-1258/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Администрации муниципального образования "Т" Смоленской области - К.Д.А. - главного специалиста-юрисконсульта отдела (доверенность от 17.07.2009 б/н ); 3-его лица: Департамента Смоленской области по лесному хозяйству - Г.Н.В. - представителя (доверенность от 11.01.2010 б/н, постоянная); К.А.В. - начальника отдела организации лесопользования, учета лесного фонда, арендных отношений и экспертизы проектов освоения лесов (доверенность от 12.11.2009 б/н);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива "З" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 по делу N А62-1258/2009, установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "З" (далее - СПК "З", кооператив) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным акта администрации муниципального образования "Т" Смоленской области (далее - администрация) от 22.01.2009 N 72 об отказе в предоставлении СПК "З" на праве собственности земельного участка с кадастровым N 67:20:0000000:87, общей площадью 6372000 кв. м (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Смоленской области по лесному хозяйству (далее - Департамент).
Решением суда от 25.06.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда 09.09.2009 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении требования кооператива отказано.
В кассационной жалобе СПК "З" просит постановление апелляционного суда отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании мнение лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает, что вышеуказанные решение и постановление подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, кооперативу "З" на основании постановления Главы администрации Темкинского района Смоленской области от 02.08.1993 N 160 передан земельный участок в размере 10483 га, в том числе 3956 га, в собственность и 6527 га в постоянное (бессрочное) пользование, о чем выдано свидетельство на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.11.1993 N СМО-ХХI р-00096.
СПК "З" направил в администрацию письмо от 04.09.2008 N 17 с просьбой принять решение о предоставлении кооперативу в собственность земельного участка площадью 6527 га.
9 октября 2008 года администрация, ссылаясь на постановление главы администрации Темкинского района от 02.08.1993 N 160, распоряжение Администрации Смоленской области от 05.12.2007 N 1035-р "Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций", п.п. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 08.10.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сообщила кооперативу МО "Т", что она не вправе распоряжаться указанными земельными участками. При этом, администрация разъяснила, что земли находящиеся под постройками могут быть отчуждены только вместе с этими постройками (абз. 5 п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения Администрации Смоленской области следует читать как "N 1035-р/адм"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 08.11.2007 г."
16 декабря 2009 года СПК "З" обратилось в Администрацию с требованием изготовить кадастровую карту и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка, а после изготовления кадастровой карты в соответствии с ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации направить в адрес кооператива проект договора продажи вышеуказанного земельного участка.
В письме от 22.01.2009 N 72 Администрация повторно сообщила кооперативу об отсутствии своих прав на распоряжение указанными земельными участками.
Считая, что ответ Администрации МО "Т" не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы кооператива, СПК "З" обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, что следует из граф 8.1 и 8.2 кадастрового плана данного земельного участка. Доказательств перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, равно как и доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 67:20:0000000:87 общей площадью 63720000 кв. м входит в состав участка лесного фонда общей площадью 349660000 кв. м с условным номером 67:01:2001:29:0948 не представлено.
Отменяя решение суда первой инстанции, Двадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая положения распоряжения от 05.12.2007 N 1035-р/адм "Об отнесении к землям лесного фонда лесоутроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций", части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, которой Администрация не вправе распоряжаться, пришел к выводу, что поскольку в испрашиваемый СПК "З" земельный участок площадью 6372 га включены земли лесного фонда (5 114 га), то правовых оснований для удовлетворения требований СПК "З" о признании недействительным ответа Администрации МО "Т" Смоленской области от 22.01.2009 N 72 у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Между тем имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) земельный участок с кадастровым номером 67:20:0000000:87 относится к категории земель сельхозназначения.
Государственный кадастр, из которого можно было бы усмотреть вхождение спорного участка в состав земель лесного фонда, суду не представлен.
В силу положений п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 221-ФЗ"
В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 7 указанного Закона запись о категории земель, к которой отнесен земельный участок, вносится в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, согласно распоряжению от 05.12.2007 N 1035-р/адм "Об отнесении к землям лесного фонда лесоутроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций" Темкинский сельский лесхоз, общей площадью 34966 га входит в перечень земель, отнесенных к лесному фонду.
Однако из представленных материалов дела не усматривается, что в площадь земель Темкинского сельского лесхоза входит земельный участок с кадастровым номером 67:20:0000000:87 общей площадью 63720000 кв. м.
Поскольку данное обстоятельство ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не исследовалось, судебные акты по настоящему делу подлежат отмене. Дело следует передать на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон, приведенным в обоснование своих требований и возражений, установить в порядке статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится ли спорный земельный участок в пределах земель лесного фонда.
Поскольку суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов только с точки зрения правильного применения норм материального и процессуального права, а вопросы установления фактов в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы кассационного пересмотра, судебные акты следует отменить, дело - передать на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 по делу N А62-1258/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции, Двадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая положения распоряжения от 05.12.2007 N 1035-р/адм "Об отнесении к землям лесного фонда лесоутроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций", части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, которой Администрация не вправе распоряжаться, пришел к выводу, что поскольку в испрашиваемый СПК "З" земельный участок площадью 6372 га включены земли лесного фонда (5 114 га), то правовых оснований для удовлетворения требований СПК "З" о признании недействительным ответа Администрации МО "Т" Смоленской области от 22.01.2009 N 72 у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
...
В силу положений п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 7 указанного Закона запись о категории земель, к которой отнесен земельный участок, вносится в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 февраля 2010 г. по делу N А62-1258/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании