Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 сентября 2010 г. по делу N А62-1258/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 февраля 2010 г. по делу N А62-1258/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от сельскохозяйственного производственного кооператива "З" Г.Н.В. - представитель, доверенность от 11.01.2010 б/н, от Администрации муниципального образования "Темкинский район" Смоленской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Департамента Смоленской области по лесному хозяйству не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству на решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2010 по делу N А62-1258/2009 установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "З" (далее - СПК "З", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным акта Администрации муниципального образования "Темкинский район" Смоленской области (далее - Администрация) от 22.01.2009 N 72 об отказе в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым N 67:20:0000000:87, общей площадью 6 372 000 кв. м.
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2010 заявленное требование удовлетворено.
В порядке апелляционного производства указанный судебный акт не обжаловался.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации Темкинского района Смоленской области от 02.08.1993 N 160 СПК "З" предоставлен земельный участок площадью 10 483 га, в том числе 3 956 га в собственность и 6527 га в постоянное (бессрочное), о чем выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.11.1993 N СМО-XXI р-00096.
Письмом от 04.09.2008 N 17 Кооператив обратился в Администрацию с просьбой о предоставлении земельного участка площадью 6527 га в собственность.
Администрация письмом от 09.10.2008 сообщила заявителю, что распоряжением Администрации Смоленской области от 05.12.2007 N 1035-р "Об отнесении к землям лесного фонда лесоустроенных участков земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций" все земли, находящиеся под лесами в составе земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью по Темкинскому району 34966 га, в том числе и испрашиваемый участок, были отнесены к землям лесного фонда, т.е. переведены в государственную собственность.
По указанным основаниям Кооперативу в передаче земельного участка в собственность Администрацией было отказано, со ссылкой на отсутствие права распоряжаться земельными участками, занятыми лесами.
СПК "З" 16.12.2008 обратилось к Администрации с требованием в установленные сроки изготовить кадастровую карту и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка, а после изготовления кадастровой карты в соответствии с ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации направить в адрес заявителя проект договора продажи вышеуказанного земельного участка.
В письме от 22.01.2009 N 72 Администрация повторно сослалась на отсутствие права распоряжаться испрашиваемым земельным участком.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в собственность, Кооператив обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ), юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Рассматривая настоящий спор, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый Кооперативом земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 20.11.2008 N 20/08-02-3611, а также сообщениями Управления Роснедвижимости по Смоленской области (Территориальный отдел N 1) от 13.03.2009 N 13 и от 17.06.2009 N 28.
Других каких-либо доказательств, свидетельствующих об отнесении земель спорного земельного участка к землям лесного фонда, Администрацией и третьим лицом суду представлено не было.
Также отсутствуют основания считать, что земельный участок с кадастровым номером 67:20:0000000:87 общей площадью 63720000 кв. м. входит в состав участка лесного фонда общей площадью 349660000 кв. м. с условным номером 67:01:2001:29:0948.
Приведенные выводы суда, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в кассационной инстанции не подлежат.
Таким образом, учитывая, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и предоставлен Кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, арбитражный суд обоснованно указал на отсутствие у органа местного самоуправления правовых оснований для отказа в передаче его в собственность заявителя по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Иных оснований для отказа в передаче в собственность СПК "З" спорного участка, помимо отнесения его к землям "лесного фонда", заявителем кассационной жалобы не приведено.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.03.2010 по делу N А62-1258/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
...
Приведенные выводы суда, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в кассационной инстанции не подлежат.
Таким образом, учитывая, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и предоставлен Кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, арбитражный суд обоснованно указал на отсутствие у органа местного самоуправления правовых оснований для отказа в передаче его в собственность заявителя по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2010 г. по делу N А62-1258/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании