Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 марта 2010 г. N Ф10-545/10 по делу N А14-7111/2009/253/14
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явился, от ответчиков - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "Г" на решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 26 августа 2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2009 г. по делу N А14-7111/2009/253/14, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Т"", (далее ООО "Т""), обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Товариществу собственников жилья "М", (далее ТСЖ "М"), о взыскании 516600 руб. задолженности по договору N ЖГ-004 от 01.01.2006 за оказанные услуги по транспортировке теплоэнергии за период май-декабрь 2008.
В качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Т"" уточнило исковые требования, просило взыскать с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж 516600 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2009 с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж в пользу ООО "Т"" взыскано 516600 руб. убытков, в иске к ТСЖ "М" отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2009 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 как незаконных.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, 01.01.2006 между ООО "Т"" (энергопередающая организация) и ТСЖ "М" (абонент) заключен договор N ЖГ-004 на услуги по передаче и распределению тепловой энергии, обеспечению горячим и холодным водоснабжением.
В соответствии с пунктом 1.1 договора, энергопередающая организация обязалась передавать через ЦТП и тепловые сети тепловую энергию, отпущенную энергоснабжающей организацией, а также обеспечивать подачу холодной и горячей воды через подкачивающие насосы на верхние этажи жилого дома, а абонент - оплачивать услуги по передаче тепловой энергии.
Из пункта 3.1. договора следует, что расчет за передачу тепловой энергии производится абонентом по тарифу, утвержденному Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области, а по межтарифной разнице - из городского бюджета в пределах, не превышающих выделенных дотаций, по факту потребления согласно показаний прибора учета, находящегося на границе балансовой принадлежности.
В период с 01.05.2008 года по 31.12.2008 года ООО "Т"" на основании указанного договора осуществляло передачу тепловой энергии ТСЖ "М".
Ссылаясь на то, что оказанные услуги сумме 516600 руб. ему оплачены не были, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела истец адресовал свои требования Муниципальному образованию городской округ г. Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа г. Воронеж, утверждая, что указанная сумма составляет его убытки в виде межтарифной разницы.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Приказом ГУТ Воронежской области N 22/7 от 20.09.2007 для ООО "Т"" на 2008 год установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 160,81 рублей за 1 Гкал.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Из содержания п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что цены (тарифы) на тепловую и электрическую энергию, на услуги по передаче тепловой и электрической энергии подлежат государственному регулированию.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее Правила N 307), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих (п. 17 Правил N 307).
Согласно п. 3 Правил N 307 "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 6 Правил N 307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки; горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети; электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах; отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления
Из указанных норм права следует, что услуга по транспортировке тепловой энергии, как отдельный вид коммунальной услуги, Правилами N 307 не предусмотрена и фактически входит в понятие услуг горячее водоснабжение и отопление.
Таким образом, уполномоченный орган, устанавливая тариф на тепловую энергию для населения, должен включить в тариф и расходы по транспортировке тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Арбитражным судом установлено, что закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был, поэтому полномочий принимать такой тариф у муниципального образования не было.
Между тем, Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" для оплаты гражданами коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на 2008 год установлены тарифы 686,19 руб. за 1 Гкал и 42,76 руб. за 1 куб м соответственно.
Как установлено судом, и никем из сторон не оспаривается, оказанные истцом услуги по передаче (транспортировке) теплоэнергии в указанные тарифы включены не были. Каких-либо иных тарифов на оплату населением оказываемых ему коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению установлено не было.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 57 от 05.10.2007, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что на ТСЖ "М" не может быть возложена обязанность по оплате не включенных в тариф расходов истца по транспортировке теплоэнергии, так как обязательства ТСЖ не могут быть большими, чем у жильцов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Поскольку в оплачиваемые населением по установленным для него органом местного самоуправления тарифам услуги по отоплению и горячему водоснабжению не была включена стоимость услуг по транспортировке теплоэнергии, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что убытки у истца, в размере стоимости оказанных им услуг, возникли именно по вине муниципального образования.
Довод заявителя жалобы о том, что установление данных тарифов отнесено к компетенции Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, и муниципальное образование не обязано было устанавливать спорные тарифы, не имеет правового значения, поскольку тарифы были установлены и фактически применялись в расчетах с населением. Кроме того, выход ответчика за пределы своих полномочий при установлении тарифов также является свидетельством его вины в понесенных истцом убытках.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1.1 Положения о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденного распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 N 325-р, уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по исполнению бюджета городского округа является Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства, расчет убытков, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с МО городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж в пользу ООО "Т"" 516600 руб. убытков.
Поскольку доказательств наличия у ТСЖ "М" задолженности за услуги по транспортировке теплоэнергии в материалах дела отсутствуют, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований к ТСЖ "М".
Суд кассационной инстанции полагает, что спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 26 августа 2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2009 г. по делу N А14-7111/2009/253/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1.1 Положения о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденного распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 N 325-р, уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по исполнению бюджета городского округа является Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 марта 2010 г. N Ф10-545/10 по делу N А14-7111/2009/253/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании