Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 марта 2010 г. по делу N А09-9779/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - Р.А.П. - представителя (дов. от 11.01.2010 N 163 пост.), от налогового органа - И.Д.В. - специалиста 2 разряда юрид. отдела (дов. от 11.01.2010 N 02-30/00014 пост.),
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Б" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2009 по делу N А09-9779/2009, установил:
Открытое акционерное общество "Б" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Брянской области и обязании налогового органа выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности в сумме 4338985 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Б" просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Б" обратилось в межрайонную инспекцию ФНС России N 2 по Брянской области с запросом (исх. от 08.07.2009 N 381) о выдаче справки о состоянии расчетов ОАО "Б" по состоянию на 01.07.2009.
Инспекцией была выдана справка за N 66889 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.07.2009 с числящейся за налогоплательщиком задолженностью по налогам, пени и штрафам в сумме 4338985 руб. 54 коп.
Полагая, что взыскание задолженности в сумме 2612635 руб. 14 коп. невозможно в связи с наличием вступивших в законную силу судебных решений, а задолженности в сумме 1726350 руб. 40 коп. невозможно в связи с истечением общего срока исковой давности, а следовательно действия налогового органа по выдаче указанной справки являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Налоговый Кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо обстоятельств, при наступлении которых у налогового органа возникает обязанность списать задолженность по налоговым платежам. Невозможность взыскания такой задолженности в принудительном порядке не может рассматриваться как основание к признанию такого долга безнадежным и его списанию. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", изданное в соответствии со статьей 59 Кодекса, предусматривает для юридического лица лишь одно основание для признания долга налогоплательщика безнадежным - ликвидацию его в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выданная обществу справка соответствует закону и требованиям приказа Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ (в редакции Приказа ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ "Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению").
Однако судом не учтено, что данный спор касается вопроса об обоснованности включения инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за обществом задолженности, возможность взыскания которой утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В справке по состоянию на 01.07.2009, выданной ОАО "Б", содержатся сведения о задолженности без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Таким образом, оспариваемый судебный акт, как вынесенный без учета указанных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2009 по делу N А09-9779/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.10 п.1 ст.32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросам справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Налогоплательщик оспорил действия налогового органа и просил суд обязать выдать справку о состоянии расчетов по налогам без указания суммы задолженности, по которой истекли сроки давности ее взыскания.
Суд первой инстанции отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, указав, что НК РФ не устанавливает каких-либо обязательств, при наступлении которых у налогового органа возникает обязанность списать задолженность по налоговым платежам.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев жалобу налогоплательщика, пришел к выводу, что решение суда первой инстанции не в полной мере законно и обоснованно.
Так, вышестоящий суд пояснил, что при рассмотрении дела в первой инстанции не было учтено, что спор касается вопроса об обоснованности включения налоговым органом в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за налогоплательщиком задолженности, возможность взыскания которой утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.
В справке налогового органа, выданной налогоплательщику, о состоянии его расчетов с бюджетом должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 марта 2010 г. по делу N А09-9779/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании