Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 марта 2010 г. N Ф10-940/10 по делу N А14-3985/2009/173/25
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явился, от ответчика - не явился, от третьего лица - Н.В.Н. - начальника юридического отдела (доверенность N 09-07/Д-58 от 31.12.2009 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "В" на решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 14 сентября 2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2009 г. по делу N А14-3985/2009/173/25, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Э", (далее - ООО "Э"), обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Товариществу собственников жилья "Л", (далее - ТСЖ "Л"), о взыскании 82841 руб. 71 коп. бездоговорного потребленной электроэнергии за период с 01.04.2007 по 31.10.2008, а также об обязании ТСЖ "Л" установить на границе общедомовых сетей жилого дома N 12, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. Т., коллективный (общедомовой) прибор учета и принять его к учету совместно с истцом путем подписания акта приемки к учету прибора в двух экземплярах.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Открытое акционерное общество "В", (далее - ОАО "В").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2009 в иске отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, ОАО "В" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2009 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 как незаконных.
В судебном заседании представитель ОАО "В", поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО "В", обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, ТСЖ "Л" является потребителем электрической энергии, поступающей от ОАО "В" через сети ООО "Э".
06.03.2009 ООО "Э" составило акт N 446, в котором указало, что обнаружено бездоговорное потребление электроэнергии ТСЖ "Л" путем подключения мест общего пользования без заключения договора с энергосбытовой организацией, и в отсутствие общедомых приборов учета.
Также ООО "Э" составлен акт-предписание от 20.02.2009, в котором указано, что ТСЖ "Л" обязано установить общедомовые приборы учета в ВРУ 0,4 кВ на питающих кабелях жилого дома.
Ссылаясь на то, что задолженность ТСЖ "Л" за бездоговорно потребленную в период с 01.04.2007 по 31.10.2008 электрическую энергию составляет 82841 руб. 71 коп., а также на обязанность ответчика установить прибор учета на границе общедомовых сетей жилого дома, ООО "Э" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства N 530 от 31.08.2006, (далее Правила N 530), собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
В пункте 145 Правил N 530 указаны расчетные способы определения объема потребления электрической энергии потребителем в случае отсутствия приборов учета, если иное не установлено договором энергоснабжения.
Согласно пункту 152 Правил N 530, по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
Пунктом 156 Правил N 530 установлено, что стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица.
Стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Л" является потребителем электрической энергии, поставляемой ОАО "В" в жилой дом по адресу г. Семилуки ул. Т. в д. 12 и осуществляет прием энергии без соответствующего ее учета. Прибор учета установлен, но не введен в эксплуатацию.
ОАО "В" предъявляет счета на оплату за внутриквартирное потребление гражданам, которые осуществляют расчет непосредственно с энергосбытовой организацией.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что между ответчиком и третьим лицом фактически сложились договорные отношения по электроснабжению жилого дома.
Факт сложившихся между ОАО "В" и ТСЖ "Л" договорных отношений также установлен арбитражным судом при рассмотрении дела N А14-4697/2009/156/2. Данный вывод суда, в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдиционное значение и не подлежит доказыванию при рассмотрении другого дела между теми же лицами.
Поскольку факт бездоговорного потребления электрической энергии со стороны ТСЖ "Л" отсутствует, вывод арбитражного суда о том, что в силу требований п. 156 Правил N 530 ООО "Э" является ненадлежащим истцом по делу, является правильным.
Арбитражный суд также обоснованно указал на то, что ТСЖ "Л", являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано оплачивать стоимость энергии потребленной в местах общего пользования. При этом, ОАО "В" не лишено возможности обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу п. 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 19 Правил).
Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, если лицо является исполнителем коммунальных услуг и приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, при отсутствии общедомовых приборов учета объем отпущенной энергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
В связи с этим, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении требования истца об обязании ТСЖ "Л" установить на границе общедомовых сетей жилого дома коллективный (общедомовой) прибор учета, поскольку действующим законодательством обязанность ТСЖ установить на вводе в жилой дом прибор учета в обязательном порядке не установлена.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что арбитражный суд первой инстанции неправомерно указал на то, что при расчете объема электрической энергии, потребленной в отсутствие приборов учета, подлежит применению п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, не основан на содержании обжалуемого судебного акта, из которого видно, что суд, ссылаясь на указанную норму права, лишь привел довод ответчика. При этом, данный довод не получил оценку суда поскольку в удовлетворении иска было отказано по иным основаниям, не связанным с определением порядка расчета электрической энергии.
Довод ОАО "В" о том, что отказ суда в удовлетворении требования об обязании ТСЖ "Л" установить коллективный (общедомовой) прибор учета противоречит требованиям ст. 11 Закона Российской Федерации от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" (действовавшего в спорный период) основан на неверном толковании указанной правовой нормы.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как отмечалось ранее, принятые Правительством Российской Федерации Правила N 306 и N 307, жилищное законодательство, допускают возможность в спорном случае определять объем отпущенной энергии на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Ссылка ОАО "В" на Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ также не может быть принята во внимание, поскольку указанный закон в период с 01.04.2007 по 31.10.2008 еще не действовал, его нормы обратной силы не имеют и на спорные отношения не распространяются.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и постановления арбитражного апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской обл. от 14 сентября 2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2009 г. по делу N А14-3985/2009/173/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 марта 2010 г. N Ф10-940/10 по делу N А14-3985/2009/173/25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании