Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 марта 2010 г. по делу N А68-8665/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2010 г. N ВАС-9447/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Щ.Н.В. - представителя (дов. от 07.07.2009 г. б/н, пост.), от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г. Тулы на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 г. по делу N А68-8665/2009, установил:
Открытое акционерное общество "Г" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г. Тулы (далее - налоговая инспекция) от 23.06.2009 г. N 3 о проведении налоговой проверки ОАО "Г" по филиалу ОАО "Г" в г. Туле.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.10.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 г. решение Арбитражного суда Тульской области от 14.10.2009 г. отменено. Признано недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г. Тулы от 23.06.2009 г. N 3.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить постановление апелляционной инстанции, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, заслушав представителя банка, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г. Тулы принято решение от 23.06.2009 г. N 3 о проведении налоговой проверки ОАО "Г" по филиалу ОАО "Г" в г. Туле по вопросу соблюдения банком своевременности исполнения платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых распоряжений на перечисление налогов, других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды за период с 12.11.2008 г. по 31.05.2009 г. и исполнения решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в банке за этот же период.
Проведение проверки назначено в соответствии с планом-графиком отдела оперативного контроля инспекции на 2 квартал 2009 г.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции, положенные в основу при отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении требований банка, по следующим основаниям.
Согласно пункту 15 статьи 7 Федерального закона от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы имеют право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В настоящее время порядок осуществления налоговыми органами контроля выполнения кредитными организациями предусмотренных НК РФ обязанностей, согласованный с Центральным банком России, как предусмотрено пунктом 15 статьи 7 ФЗ N 943-1, не утвержден.
Налоговым кодексом Российской Федерации налоговым органам не предоставлено право проверять исполнение банками указанных обязанностей путем проведения налоговых проверок.
В силу статей 87-89 Кодекса налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Следовательно, реализация этих полномочий в отношении банков должна осуществляться не в форме налоговой проверки, а другими методами, определенными законодательством о налогах и сборах, в частности, в порядке, установленном п.п. 10 п. 1 ст. 31, ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, путем истребования у банка документов, подтверждающих исполнение указанных обязанностей.
Принятие налоговым органом решения о проведении налоговой проверки допускает использование в отношении кредитной организации методов налогового контроля.
Таким образом, решение о проведении налоговой проверки вынесено с нарушением соответствующих нормативных положений Кодекса и нарушает права кредитной организации.
В силу изложенного, постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом правовых норм, поэтому подлежат отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 г. по делу N А68-8665/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Привокзальному району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.15 ст.7 Федерального закона "О налоговых органах в РФ" налоговые органы имеют право контролировать выполнение кредитными организациями установленных НК РФ обязанностей в порядке, утверждаемом Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком РФ.
Банк обжаловал решение налогового органа о проведении налоговой проверки по вопросу соблюдения банком своевременности исполнения платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых распоряжений на перечисление налогов бюджет и исполнения решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в банке за этот же период.
Суд, рассмотрев дело, указал, что в силу НК РФ налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Принятие налоговым органом оспариваемого решения о проведении налоговой проверки допускает использование в отношении кредитной организации методов налогового контроля.
Вместе с тем, по мнению суда, НК РФ налоговым органам не предоставлено право проверять исполнение банками платежных поручений налогоплательщиков на уплату налогов, решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в банке путем проведения налоговых проверок.
На основании изложенного, суд признал решение налогового органа недействительным. Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение нижестоящего суда.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 марта 2010 г. по делу N А68-8665/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании