Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 января 2010 г. по делу N А08-5302/2008-27-17
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июня 2009 г. N А08-5302/2008-27
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителей: Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от ГУ "У" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от третьего лица: ООО "Л" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.09.2009 по делу N А08-5302/2008-27-17, установил:
Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области (далее - Управление) и Государственное учреждение "У" (далее - УКС, Учреждение) обратились в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 26.08.2008 п. 1 в части признания неправомерным отказа аукционной комиссии в допуске общества с ограниченной ответственностью "Л", п. 2, п. 3 в целом, а также предписания от 26.08.2008 N 154.
Решением от 25.11.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Судом отменен п. 3 решения УФАС и предписание от 26.08.2008 N 154.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2009 решение суда от 25.11.2008 оставлено без изменений, резолютивная часть решения по делу дополнена следующими словами: "В удовлетворении остальной части требований отказать".
Постановлением кассационной инстанции от 29.06.2009 решение от 25.11.2008 и постановление от 13.02.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Л".
Кроме того, заявителями в порядке ст. 49 АПК РФ уточнены требования, они просят суд признать недействительными в целом решение УФАС от 27.08.2008 исх. N 2693/2 и предписание N 154 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 27.08.2008 исх. N 2694/2.
Решением суда от 29.09.2009 признан недействительным п. 3 резолютивной части решения УФАС от 27.08.2008 исх. N 2693/2 и предписание N 154 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 27.08.2008 исх. N 2694/2 в целом. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 12.08.2008 конкурсной комиссией проведен открытый аукцион для размещения заказа на поставку светотехнического и звукового оборудования для объекта: "Реконструкция ДК п. Вейделевка Вейделевского района Белгородской области".
Муниципальным заказчиком являлось ГУ Управление капитального строительства Белгородской области, исполнителем - Управление информационных социальных технологий, государственного заказа и лицензирования Белгородской области.
ООО "Л" (далее - ООО, Общество) было отказано в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе. По мнению комиссии, заявитель в заявке на участие не указал данных о типе, марке, стране-производителе предполагаемого к поставке оборудования.
Рассмотрев жалобу Общества, УФАС 26.08.2008 приняло решение, согласно которому жалоба ООО "Л" признана частично обоснованной (п. 1); признан факт нарушения аукционной комиссией, образованной ГУ "У" приказом от 21.03.2008 N 49п, части 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при проведении открытого аукциона по определению поставщика на право заключения муниципального контракта на поставку светотехнического и звукового оборудования: "Реконструкция ДК п. Вейделевка Вейделевского района Белгородской области (п. 2); выдано предписание об устранении выявленных нарушений (п. 3), согласно которому предписывалось совершить следующие действия:
1. отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 14.08.2008 N 46а-1, составленный в ходе проведения процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по определению поставщика на право заключения муниципального контракта на поставку светотехнического и звукового оборудования для объекта "Реконструкция ДК п. Вейделевка Вейделевского района Белгородской области".
2. провести процедуру рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по определению поставщика на право заключения муниципального контракта на поставку светотехнического и звукового оборудования для объекта "Реконструкция ДК п. Вейделевка Вейделевского района Белгородской области" (начальная (максимальная) цена контракта - 3123365 рублей) в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Не согласившись с решением и предписанием УФАС, Управление оспорило их в арбитражном суде.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 198, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе, установлен в ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.
Из п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ следует, что аукционная комиссия не допускает к участию в открытом аукционе участника размещения заказа в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации.
Пунктом 16 раздела 1.3 Информационной карты документации об аукционе муниципальный заказчик установил требования к содержанию заявки на участие в аукционе, в подпункте 2 которого определено, что заявка на участие в аукционе с приложением должна быть оформлена по форме 1.4.2 Раздела 1.4, согласно которой заявка должна содержать Приложение N 1 - спецификация поставляемого светотехнического и звукового оборудования для объекта" Реконструкция ДК п. Вейделевка" и Приложение N 2 (Технические характеристики поставляемого оборудования).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, образец спецификации поставляемого светотехнического и звукового оборудования для объекта "Реконструкция ДК Вейделевка" - приложения N 1 к заявке на участие в аукционе - не содержал требований к участнику размещения заказа представлять в составе заявки на участие в аукционе сведений о типе, марке, производителе планируемого к поставке оборудования.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что УФАС правомерно в своем решении указало на необоснованность отказа аукционной комиссии по причине несоответствия заявки Общества технической документации об аукционе, поскольку документация об открытом аукционе не содержала таких требований.
В силу требований ст. 17 Закона N 94-ФЗ антимонопольный орган вправе в случае выявления в результате проверок нарушения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации или иных нормативных актов Российской Федерации о размещении заказов выдавать органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному на осуществление функций по размещению заказов (уполномоченному органу) либо конкурсной комиссии, в результате действия (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 7, 26, 27, 28, 29 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия, создаваемая уполномоченным органом и осуществляющая свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным Законом, от имени и в интересах уполномоченного органа, осуществляет предусмотренные статьями 26, 27, 28 действия по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрение заявок на соответствие их требованиям конкурсной документации, и по оценке и по сопоставлению заявок для определения победителя конкурса. Заключение контракта по результатам проведения конкурса не входит в компетенцию конкурсной комиссии.
Предписанием от 26.08.2008 N 154 УФАС установило отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 14.08.2008 N 46а-1, составленный в ходе проведения процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по определению поставщика на право заключения муниципального контракта на поставку светотехнического и звукового оборудования для объекта "Реконструкция ДК п. Вейделевка Вейделевского района Белгородской области"; провести процедуру рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по определению поставщика на право заключения муниципального контракта на поставку светотехнического и звукового оборудования для объекта "Реконструкция ДК п. Вейделевка Вейделевского района Белгородской области" (начальная (максимальная) цена контракта - 3123365 рублей) в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Между тем судом учтено, что победителем конкурса на право заключить муниципальный контракт на поставку светотехнического и звукового оборудования для объекта: "Реконструкция ДК п. Вейделевка Вейделевского района Белгородской области" признано общество с ограниченной ответственностью "М", с которым на основании решения аукционной комиссии ГУ УКА Белгородской области 01.09.2008 был заключен муниципальный контракт N 09/243.
Согласно сведениям об исполнении (о прекращении действия) государственного или муниципального контракта от 09.10.2008 обязательства ООО "М", установленные указанным контрактом, фактически исполнены.
При указанных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что фактическое исполнение муниципального контракта на момент рассмотрения дела в арбитражном суде, влечет объективную невозможность повторного проведения аукциона.
Кроме того, судом учтено, что аннулирование результатов торгов на основании предписания невозможно, в связи с тем, что в силу ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Решения, принятые организатором конкурса при проведении конкурса, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Меду тем ни УФАС, ни ООО "Л" не обжаловали решение и действия уполномоченного органа и аукционной (конкурсной) комиссии в судебном порядке.
В связи с изложенным кассационная инстанция соглашается с судом первой инстанции, который установив, что п. 3 решения УФАС не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителей, удовлетворил их требования в этой части и признал недействительным предписание N 154, а также отказал в остальной части заявленных требований.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.09.2009 по делу N А08-5302/2008-27-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 января 2010 г. по делу N А08-5302/2008-27-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании