Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 января 2010 г. по делу N А62-3119/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2010 г. N ВАС-3136/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Управления Федерального казначейства по Смоленской области - М.А.Е. - представитель, доверенность от 11.01.2010, N 01-4/1.16-04, выдана на срок до 31.12.2010, от Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Смоленской области - Е.С.В. - представитель, доверенность от 11.01.2010, выдана на срок до 11.01.2011, Ш.А.А. - представитель, доверенность от 11.01.2010, выдана на срок до 11.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 по делу N А62-3119/2009, установил:
Управление Федерального казначейства по Смоленской области (далее - УФК) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Смоленской области (далее - Территориальное управление) представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 21.05.2009 N 63-01-01-08/24/317.
Решением суда от 31.07.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Смоленской области в период с 16.03.2009 по 22.04.2009 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления Федерального казначейства по Смоленской области за 2008 год, о чем составлен акт от 22.04.2009 N 01-01-08/24.
В ходе проверки установлено нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (статьи 34, 162 Бюджетного кодекса РФ), выразившееся в перечислении УФК 28.12.2007 на счет ЗАО "И" авансовых платежей в сумме 1 560 000 руб. за выполнение работ в соответствии с заключенными государственными контрактами от 24.12.2007 N 33/1-ок и от 24.12.2007 N 33/2-ок, в то время как работы фактически выполнены не были.
По результатам проверки Территориальным управлением направлено в адрес руководителя УФК представление от 21.05.2008 N 63-01-01-08/24/317, которым обязало последнего принять меры по недопущению нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и проинформировать орган бюджетного надзора о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 30 дней с даты его получения.
Не согласившись с предписанием Территориального управления, Управление Федерального казначейства обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств - статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 34 данного Кодекса, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В абзаце 4 пункта 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, УФК с ЗАО "И" были заключены государственные контракты от 24.12.2007 N 33/1-ок и от 24.12.2007 N 33/2-ок на выполнение работ по созданию систем инженерного обеспечения в недостроенных зданиях отделений Управления по Гагаринскому и Рославльскому районам. В соответствии с заключенными государственными контрактами 28.12.2008 на счет ЗАО "И" заказчиком перечислены авансовые платежи в сумме 1 560 000 руб.
В адрес УФК от ООО "С", осуществляющего строительство указанных зданий, 04.12.2007 поступило уведомление об остановке с 10.12.2007 работ по строительству зданий отделений Управления по Гагаринскому и Рославльскому районам в связи с завершением контрактов и отсутствием финансирования.
Таким образом, на момент заключения контрактов с ЗАО "И" на выполнение работ по созданию систем инженерного обеспечения в недостроенных зданиях, УФК было известно, что указанные работы в 2008 году не будут выполнены, так как объекты строительства заведомо к выполнению этих работ не подготовлены в связи с остановкой работ по их строительству. В течение 2008 года работы по строительству зданий отделений Управления по Гагаринскому и Рославльскому районам не проводились.
На дату проведения проверки указанные объекты построены не были.
В силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 22.06.1994 N 745 "Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд" (утратило силу с 01.01.2008), пункта 6 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" оплата авансовых платежей при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг является правом, а не обязанностью получателей средств федерального бюджета.
Между тем, в соответствии с частью 4 статьи 242 БК РФ не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Как следует из материалов дела, перечисляя на счет ЗАО "И" денежные средства на выполнение работ по созданию систем инженерного обслуживания, УФК заведомо было известно о невозможности выполнения этих работ в период 2008 года, так как строительство зданий, в которых должен был осуществляться монтаж систем инженерного обеспечения, завершено не было.
Однако, в нарушение указанной нормы по состоянию на 31.12.2008 Управление не истребовало с ЗАО "И" денежные средства в сумме 1 560 000 руб. и не перечислило их в доход федерального бюджета. За проверяемый период (с января по декабрь 2008) сумма задолженности с учетом индекса потребительских цен (уровня инфляции) согласно данным справки Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области от 24.07.2009 возросла до 1783080 руб. (1560000 х 114,3%).
Таким образом, на сумму 1 560 000 руб. в конце 2008 года можно приобрести меньше услуг и оплатить меньшее количество работ, чем в начале года.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что перечисляя 28.12.2007 на счет ЗАО "И" авансовые платежи в сумме 1 560 000 руб. за выполнение работ по государственным контрактам от 24.12.2007 N 33/1-ок и от 24.12.2007 N 33/2-ок, УФК был нарушен установленный статьей 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии со ст. 282 БК РФ одной из мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, является предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Согласно ч. 2 ст. 284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, предусмотренных статьей 283 Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на положения абзаца 8 пункта 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 не может быть принята судом кассационной инстанции, так как данное правило относится к случаям привлечения к ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году.
Между тем, УФК к ответственности за нарушение бюджетного законодательства не привлекалось.
Таким образом, выводы судебных инстанций о правомерности оспариваемого представления соответствуют нормам действующего законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 по делу N А62-3119/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 января 2010 г. по делу N А62-3119/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании