Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 января 2010 г. по делу N А64-3963/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от муниципального учреждения "Г" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации города Рассказово Тамбовской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Ф.З.Н. - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Рассказово Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.09.2009 по делу N А64-3963/09, установил:
Муниципальное учреждение "Г" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным уклонения Управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области (далее - Управление) от государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка от 17.09.2001 N 1890 (запись в едином государственном реестре прав N 68-01/18-1/2001-6085), заключенного между Администрацией города Рассказово Тамбовской области и Г.М.И., а также обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением суда от 02.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе заявитель просит указанный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, по договору от 17.09.2001 N 1890 Администрацией г. Рассказово Тамбовской области передан Г.М.А. для индивидуального жилищного строительства в аренду земельный участок площадью 621 кв. м с кадастровым номером 68:28:0000008:0010, расположенный по адресу: г. Рассказово, ул. С., 28.
После смерти Г.М.И., в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от 09.12.2004, по договору от 21.12.2004 N 6229 Администрацией г. Рассказово Тамбовской области вышеуказанный земельный участок передан в аренду Ю.Р.М. на срок 11 месяцев. Впоследствии данный договор был расторгнут по соглашению сторон.
Поскольку право собственности на упомянутый жилой дом по договору купли-продажи от 21.02.2005 приобретено Ф.З.Н. (запись о регистрации права в ЕГРП от 11.03.2005 N 68-68-35/001/2005-667), Администрацией г. Рассказово с новым собственником был также заключен договор аренды упомянутого земельного участка от 25.03.2005 N 222 сроком на 50 лет.
В связи с указанным, МУ "Г" обратилось в Рассказовский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области с заявлением о прекращении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о договоре аренды земельного участка от 17.09.2001 N 1890, заключенного между Администрацией г. Рассказово и Г.М.И. Данное заявление было направлено в адрес регистрационной службы почтовым отправлением.
Письмом от 22.04.2009 N 11-28.03/740 регистрационной службой был разъяснен Учреждению порядок обращения с заявлением о регистрации права на объект недвижимости, а также указан перечень документов, необходимых к представлению для государственной регистрации.
Полагая, что регистрирующий орган уклоняется от внесения записи в государственный реестр, МУ "Г" обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.
Поскольку вступившим в законную силу определением Расказовского районного суда Тамбовской области от 19.05.2009 в принятии заявления Учреждения по указанному спору было отказано, поступившее заявление в арбитражный суд было принято к производству.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 77 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 14.09.2006 N 293, предусмотрено, что основанием для начала исполнения государственной функции по государственной регистрации прав является личное обращение заявителя (правообладателя, сторон (стороны) сделки, их представителей, нотариуса, удостоверившего сделку с соответствующим объектом недвижимого имущества или совершившего иное нотариальное действие, на основании которого возникает соответствующее право) в Росрегистрацию (территориальный орган Росрегистрации, его обособленное подразделение) с комплектом документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в нарушение упомянутых норм заявление о государственной регистрации прекращения договора от 17.09.2001 N 1890 направлено Учреждением "Г" по почте. При этом документы, свидетельствующие о том, что заявитель уполномочен представлять при совершении регистрационных действий кого-либо из правообладателей (сторон сделки) соответствующего земельного участка, приложены не были.
В силу Устава, утвержденного постановлением Администрации г. Рассказово от 15.04.2002 N 458 (с учетом изменений, внесенных решением Рассказовского городского Совета народных депутатов от 27.01.2006 N 221), Учреждение "Г" уполномочено на заключение и расторжение договоров аренды земли, находящейся в государственной (муниципальной) собственности.
Однако, как установлено судом, представленные заявителем доказательства не свидетельствуют о наличии у Учреждения полномочий обращаться от имени Администрации г. Рассказово в государственные и муниципальные органы с заявлениями о регистрации либо прекращении регистрации договоров аренды земельных участков.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что заявление о государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка в установленном порядке подано не было, а поэтому правовых оснований для начала исполнения государственной функции по внесению соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество у Управления не имелось.
При таких обстоятельствах спора оснований для признания незаконными действий УФРС по Тамбовской области у суда не имелось.
Кроме того, как правильно указал арбитражный суд, в представленных учредительных и иных документах Учреждения "Г" отсутствуют сведения о наличии у данной организации полномочий на представление интересов муниципального образования, органа местного самоуправления - Администрации г. Рассказово в суде, в том числе права подписи искового заявления и направления его в суд.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, заявителем не были представлены суду доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов самого юридического лица оспариваемыми действиями.
Изложенные обстоятельства являются также одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом, Администрация города Рассказово Тамбовской области не лишена возможности обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения договора аренды от 17.09.2001 N 1890 от своего имени, в том числе уполномочив в установленном порядке на совершение данных действий другое лицо.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.09.2009 по делу N А64-3963/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2010 г. по делу N А64-3963/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании