Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 января 2010 г. по делу N А68-2262/09-110/15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя Л.Г.М. - временно исполняющий обязанности директора МУП "К" (распоряжение главы администрации МО Узловский район от 11.09.2007 N 411-р), от Администрации Муниципального образования Узловский район Тульской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "К" на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу N А68-2262/09-110/15, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "К" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Администрации Муниципального образования Узловский район Тульской области (далее - Админи страция) о признании недействительным постановления от 11.02.2009 N 142.
Решением суда от 06.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Предприятия, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 11.02.2009 N 142 "О реорганизации муниципальных унитарных предприятий" предписано реорганизовать МУП "К" и МУП "У" Муниципального образования Узловский район в форме присоединения МУП "К" к МУП "У" с образованием на их основе МУП "У" Муниципального образования Узловский район в срок до 01.05.2009.
Считая, что указанное постановление не соотвутствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, МУП "К" обратилось в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 4 указанной статьи Закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Согласно ст. 28 Устава Муниципального образования Узловский район Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Муниципального образования Узловский район, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. К ее компетенции относится, в том числе, обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления Муниципального образования Узловский район по решению вопросов местного значения.
Руководствуясь ст. 31 Устава, глава Администрации издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения, управляет и распоряжается муниципальной собственностью, создает условия для обеспечения городских и сельских поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В силу статьи п. 1 ст. 20 названного Закона собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: принимает решение о создании унитарного предприятия; принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия; назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 29 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена, в том числе в форме присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий.
Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона N 161-ФЗ присоединение к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.
Собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении у МУП "К", является Муниципальное образование Узловский район.
Учитывая указанные обстоятельства и приведенные нормы права, суд пришел к правильному выводу, что решение о реорганизации Предприятия принято уполномоченным органом с соблюдением действующего законодательства.
Кроме того, судом принято во внимание, что распоряжением главы администрации Муниципального образования Узловский район от 26.12.2008 N 620-р "О распределении полномочий, делегируемых главой администрации муниципального образования Узловский район" первый заместитель главы администрации наделен полномочиями по разработке и согласованию проекта постановления и распоряжения главы администрации, осуществлять контроль за их выполнением в соответствии со своей компетенцией. В период отсутствия главы администрации его полномочия по руководству администрацией исполняет первый заместитель главы администрации.
Анализируя представленные материалы дела, суд пришел к выводу, что на момент принятия оспариваемого постановления первый заместитель главы Администрации исполнял обязанности Главы Администрации и был наделен полномочиями на подписание оспариваемого постановления.
Ссылка Предприятия на недействительность постановлений главы администрации Муниципального образования Узловский район от 30.12.2008 N 1619 и от 15.01.2009 N 20, распоряжений главы администрации Муниципального образования Узловский район от 26.12.2008 N 158/к и от 15.01.2009 N 6/к обоснованно не принята судом во внимание, поскольку указанные ненормативные правовые акты не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что постановление Администрации от 11.02.2009 N 142 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и интересы заявителя.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы заявителя, явившиеся обоснованием его позиции, они явились предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной коллегии не имеется.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу N А68-2262/09-110/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 января 2010 г. по делу N А68-2262/09-110/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании