Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 января 2010 г. N Ф10-5858/09 по делу N А68-2607/09
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А68-2607/09
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ОАО "Т" - Г.Е.С. - ведущий юрисконсульт (доверенность N 02-44 от 01.01.2010 г.), М.П.В. - начальник отдела (доверенность N 02-42 от 01.01.2010 г.), от ответчика: ООО "Э" - М.Г.И. - представитель (доверенность от 25.01.2010 г.), А.Т.Г. - представитель (доверенность N 76 от 26.01.2010 г.), от третьих лиц: 1. ОАО "М" - Ш.А.С. - юрисконсульт (доверенность от 22.12.2009 г.), 2. ОАО "Щ" - Ц.В.А. - представитель (доверенность от 25.05.2009 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Т" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.09.2009 по делу N А68-2607/09, установил:
Открытое акционерное общество "Т" (далее - ОАО "Т") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Э" (далее - ООО "Э") о взыскании 1000000 руб. задолженности по договору на снабжение электрической энергией N 3521 от 01.07.2008 г. за отпущенную в период с 01.10.2008 г. по 28.02.2009 г. на жилой фонд, обслуживаемый ответчиком, электрическую энергию.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил взыскать 6207996 руб. 08 коп. задолженности.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "М" и ОАО "Щ".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.09.2009 в иске отказано.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ОАО "Т" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого судебного акта.
Представители истца и третьих лиц поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика доводы кассационной жалобы отклонили, считая принятый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и третьих лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит принятый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "Т" (гарантирующий поставщик) и ООО "Э" (покупатель) заключен договор N 3521 от 01.07.2008 г., согласно которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии в объемах, необходимых покупателю для снабжения мест общего пользования, и в интересах покупателя через привлеченных третьих лиц обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии, а также иных услуг, обеспечивающих энергоснабжение до точек поставки - вводов в многоквартирные дома, находящиеся в управлении покупателя, путем заключения соответствующих договором оказания услуг, а покупатель - оплачивать поставленную электрическую энергию и оказанные услуги (п. 1.1).
Согласно п. 3.2 договора места установки расчетных приборов учета электрической энергии с указанием типа приборов, класса точности, номера электросчетчика, коэффициента трансформации ТТ, начальные показания электросчетчика (на момент установки) присоединенная мощность электроприемников, подключенных к каждому электросчетчику, приведены в Приложении NN 2, 3 к настоящему договору.
Снятие показаний общедомовых расчетных приборов учета, установленных на вводах в многоквартирные дома, производятся совместно уполномоченными представителями покупателя и исполнителя с оформлением актов снятия показаний приборов учета.
В соответствии с п. 3.6 договора количество электроэнергии, потребленной покупателем, определяется как разница между объемом электроэнергии, поступившим в точки поставки покупателя на вводах в многоквартирные дома, подтвержденным для каждой точки поставки покупателя надлежащим образом оформленными актами снятия показаний общедомовых расчетных приборов учета, и полезным отпуском электроэнергии прочим покупателям гарантирующего поставщика, подтвержденным для каждой точки поставки этих покупателей надлежащим образом оформленными актами снятия показаний индивидуальных расчетных приборов учета, а для физических лиц - обходными листами.
Порядок расчетов предусмотрен разделом 4 договора.
В силу п. 4.2 оплата электрической энергии за договорной объем производится по тарифам, утвержденным решениями уполномоченных органов государственной власти по регулированию тарифов на электрическую энергию, в следующие сроки: до 25 числа расчетного месяца - в размере 50% объема энергопотребления, предусмотренного договором на расчетный месяц (Приложение N 1), в размере, согласованном в Приложении N 1А.
Окончательный расчет за поставленную электрическую энергию производится покупателем с учетом фактически произведенного платежа до 12 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета и счета-фактуры по показаниям приборов учета, полученных до пятого числа месяца, следующего за расчетным.
Отпущенная ОАО "Т" во исполнение условий договора N 3521 от 01.07.2008 г. электрическая энергия оплачена ответчиком частично. Сумма задолженности составила 6297996 руб. 08 коп.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Т" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлен расчет, в силу которого количество потребленной электроэнергии определено как разница между объемом электроэнергии, поступившим в точки поставки покупателя на вводах в многоквартирные дома, подтвержденным для каждой точки поставки покупателя надлежащим образом оформленными актами снятия показаний общедомовых расчетных приборов учета, и полезным отпуском электрической энергии прочим покупателям гарантирующего поставщика, подтвержденным для каждой точки поставки этих покупателей надлежащим образом оформленными актами снятия показаний индивидуальных приборов учета.
В свою очередь, ответчик, возражая на иск, ссылался на то, что в рамках действующего договора он обязан оплачивать электроэнергию только на места общего пользования в обслуживаемом им жилом фонде, указывая на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие задолженности за потребленную электрическую энергию на освещение мест общего пользования в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Э". По мнению ООО "Э", общедомовые приборы учета установлены незаконно, без согласия собственников, в связи с чем показания общедомовых приборов учета для расчетов между ООО "Э" и ОАО "Т" не могут быть приняты во внимание.
Анализируя обстоятельства дела и давая оценку представленным доказательствам, арбитражный суд пришел к выводу о необоснованности заявленных истцом требований.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда недостаточно обоснованными, сделанными без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам,
проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
ООО "Э" является управляющей организаций, обслуживающей жилищный фонд г. Щекино, и по смыслу действующего законодательства является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 30.08.2006 г., исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства РФ следует читать как "от 31.08.2006 г."
В силу п. 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 19 Правил).
Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, если лицо является исполнителем коммунальных услуг и приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, при отсутствии общедомовых приборов учета объем отпущенной энергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
В ходе судебного разбирательства судом выяснено, что общедомовые приборы учета установлены в жилых домах, находящихся в управлении ООО "Э", на границе балансовой принадлежности сетей сетевой организации и внутридомовых сетей; имеются акты ввода в эксплуатацию измерительного комплекса расчетного учета электроэнергии, подписанные ООО "Э", что, в свою очередь, свидетельствует о соглашении сторон производить расчеты за электроэнергию по договору N 3521 от 01.07.2008 согласно показаниям общедомовых приборов учета.
Кроме того, спорный договор содержит ссылки на использование общедомовых приборов учета, порядке снятия показаний и расчета на их основании принятой (отпущенной) электроэнергии (п.п. 3.5-3.6 договора).
Суд надлежащей правовой оценки данным обстоятельства не дал.
Не соответствует имеющимся в деле доказательствам и вывод арбитражного суда о том, что ОАО "Т" не представлены доказательства объемов полезного отпуска электроэнергии прочим покупателям гарантирующего поставщика.
Так, истцом в материалы дела представлены реестры расхода по владельцам сетей, составленные на основании квитанций бытовых потребителей, содержащих сведения о количества электроэнергии, потребленной бытовыми абонентами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Э".
Вывод суда о том, что акты разграничения эксплуатационной ответственности от 01.10.2088 г., а также акты проверки мощности, присоединенной к Щекинским городским электросетям от 01.10.2008 не содержат сведений о счетчиках общего учета энергии (место установки, напряжение, тип, класс точности, дата последней проверки, номер счетчика, сведения о балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности) не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Как указывает в кассационной жалобе заявитель, в материалах дела имеются акты проверки мощности, присоединенной к Щекинским городским электросетям, от 01.10.2008 г., в которых имеются все вышеуказанные сведения.
Кроме того, в соответствии с п. 3.2 договора N 3521 от 01.07.2008 г. места установки расчетных приборов учета электроэнергии с указанием типа прибора, класса точности, номера электросчетчика, коэффициента трансформации ТТ, начальные показания электросчетчика (на момент установки), присоединенная мощность электроприемников, подключенных к каждому электросчетчику, приведены в Приложениях NN 2, 3 к настоящему договору.
Таким образом, акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон, составленные 01.10.2008 г. ОАО "Щ"" и ООО "Э", а также акты проверки мощности, присоединенной к Щекинским городским электрическим сетям, составленные также 01.10.2008 г. ООО "Щ" и ООО "Э", являются Приложениями NN 2, 3 к договору на снабжение элеткроэнергием1 N 3521 от 01.07.2008 г., в связи с чем содержит все необходимые сведения.
В примечаниях к актам проверки мощности от 01.10.2008 г. (п. 1) указано, что акт составлен на неопределенный срок и является приложением к договору на снабжение электроэнергией.
Данные акты подтверждают факт установки расчетных приборов учета, места их установки, указывают тип приборов, класс точности, номер электросчетчика, коэффициент трансформации ТТ, начальные показания электросчетчиков (на момент установки), присоединенную мощность электроприемников, подключенных к каждому электросчетчику.
Наличие подписей представителей ООО "Э" на актах проверки мощности, актах эксплуатационной ответственности свидетельствует о согласии ответчика с тем, что общедомовые приборы учета были введены в эксплуатацию надлежащим образом.
Учитывая, что арбитражным судом в нарушение процессуальных норм дана неполная оценка представленным сторонами доказательствам, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует принять во внимание вышеизложенное, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле противоречиям, и с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, разрешить спор по существу.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 18.09.2009 по делу N А68-2607/09 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 30.08.2006 г., исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В силу п. 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 19 Правил).
Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2010 г. N Ф10-5858/09 по делу N А68-2607/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании