Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 января 2010 г. по делу N А68-6010/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, представителей образования при участии в заседании: от заявителя - К.Т.П. - представителя (доверенность от 06.11.2009 N 28, постоянная), от Собрания Муниципального Кимовского района - Б.Е.И. - помощника представителя Собрания депутатов (доверенность от 11.01.2010 N 01-13/1, постоянная), 3-их лиц: Администрации Муниципального образования г. Кимовск Кимовского района - С.Л.В. К.Н.В. Ш.В.Н., Я.М.И. - начальника энергомеханического отдела (доверенность от 28.12.2009, постоянная), Собрания депутатов Муниципального образования г. Кимовск Кимовского района - П.С.С. - представителя (доверенность от 11.01.2010 б/н, постоянная), ОАО "Р" (ОАО "Р") - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Л.Т.В. - начальника отдела по правовой работе администрации Муниципального образования Кимовского района (доверенность от 11.01.2010 N 01-16/1, постоянная), Тульского Управления Федеральной антимонопольной службы России Департамента Тульской области по тарифам - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "К" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.10.2009 по делу N А68-6010/09, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "К" (далее - Предприятие, ФГУП "К") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей муниципального образования Кимовский район Тульской области от 27.11.2008 N 58-572 "Об установлении надбавки к цене (тарифу) на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую Открытым акционерным обществом "Р", для потребителей на 2009 год" (в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Кимовский район от 19.02.2009 N 63-622).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Администрация муниципального образования г. Кимовск Кимовского района Тульской области, Собрание депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района Тульской области, ОАО "Р", Тульское Управление Федеральной антимонопольной службы России, Департамент Тульской области по тарифам.
Решением суда от 15.10.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд признал обжалуемое решение в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Кимовский район Тульской области от 19.02.2009 N 63-622 соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса".
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебное решение и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды муниципального имущества от 01.06.2006 N 1, заключенного между Муниципальным образованием Кимовский район (в лице Комитета по управлению имуществом и земельным ресурсам Администрации Муниципального образования Кимовский район) и ОАО "Р", последнее приняло в пользование сооружения и объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенные на территории Кимовского района, в том числе инженерные сооружения, систему трубопроводов, машины, оборудование, транспортные средства и иное имущество, задействованное в технологическом цикле теплоснабжения для предоставления жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям Кимовского района Тульской области.
Решением Собрания представителей муниципального образования Кимовский район от 27.11.2008 N 58-572 в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Кимовский район от 19.02.2009 N 63-622 установлена надбавка к цене (тарифу) на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ОАО "Р" для потребителей на 2009 год в размере 131 руб. 60 коп. за 1 Гкал (без НДС).
В первоначальной редакции названное решение опубликовано в газете "Районные будни" от 05.12.2008 N 49, решение от 19.02.2009 N63-622 опубликовано 06.03.2009 в той же газете в номере 10.
Считая вышеуказанное решение в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Кимовский район от 19.02.2009 N 63-622 незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд. В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что оспариваемое решение принято Собранием представителей муниципального образования Кимовского района с превышением своих полномочий. Инвестиционная программа ОАО "Р", направленная на модернизацию теплоснабжения, не затрагивает вопросов теплоснабжения ФГУП "К".
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Судом установлено, что решение о передаче вопросов местного значения, которые Муниципальное образование г. Кимовск Кимовского района передало на исполнение Муниципальному образованию Кимовский район на 2008 год в соответствии с вышеуказанным Законом, принимало Собрание депутатов Муниципального образования г. Кимовск Кимовского района и Собрание представителей Муниципального образования Кимовский район и на его основе подписано соглашение, в котором определен объем передаваемых субвенций.
В силу пп. 4.1 п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Органы местного самоуправления поселений обладают правом по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Пунктами 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) установлено, что к полномочиям представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса отнесены, в частности, утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Согласно п. 12 ст. 11 Закона N 210-ФЗ после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
Как следует из материалов дела, соглашением о взаимодействии по решению социально-экономических вопросов между органами местного самоуправления муниципального образования Кимовского района и органами местного самоуправления муниципального образования город Кимовск Кимовского района на 2008 год предусмотрено обязательство органов местного самоуправления муниципального образования Кимовского района своевременно разрабатывать, устанавливать и опубликовывать в средствах массовой информации до начала нового финансового года экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Собранием представителей Муниципального образования Кимовского района согласована инвестиционная программа и размер надбавки к цене (тарифу) за тепловую энергию с Департаментом Тульской области по тарифам, Департаментом Тульской области по жилищно-коммунальному хозяйству и Федеральной службой по тарифам. По результатам проведенной ЗАО аудиторская компания "Развитие и осторожность" экспертизы установлено, что средства, заложенные на реализацию инвестиционной программы ОАО "Р" на 2009 год, являются обоснованными и могут быть приняты при расчете предельных индексов роста тарифов на тепловую энергию.
Федеральная служба по тарифам России при установлении предельных индексов на 2009 год на тепловую энергию по Тульской области учитывала финансовые средства на реализацию данной инвестиционной программы, в том числе и инвестиционную надбавку для финансирования инвестиционной программы ОАО "Р".
Департаментом Тульской области по тарифам постановлением от 29.12.2008 N 33/3 "О тарифах на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей Тульской области" для ОАО "Р" был установлен единый тариф на тепловую энергию, реализуемую потребителям.
На утверждение Собрания представителей Муниципального образования Кимовского района Тульской области ОАО "Р" представлено технико-экономическое обоснование инвестиционной программы реконструкции системы теплоснабжения Кимовского района Тульской области.
Решения Собрания представителей Муниципального образования Кимовского района от 06.03.2008 N 45-407 (в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Кимовский район от 23.07.2009 N 7-59) "Об инвестиционной Программе, направленной на модернизацию теплосистемы Кимовского района на период 2008-2014 г. г." и от 06.03.2008 N 45-407 не оспорены.
Кроме того, суд правомерно исходил из того, что в соответствии с п. 12 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.
Дифференциация тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам не должна приводить к изменению размера финансирования потребностей для реализации организациями коммунального комплекса производственной и инвестиционной программ.
В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.
Таким образом, инвестиционная программа утверждается для организации коммунального комплекса. Надбавка к цене (тарифу), используемая для финансирования инвестиционной программы, учитывается при расчетах потребителей с организацией коммунального комплекса за производимые ею товары (оказываемые услуги).
Дифференциация тарифов и надбавок по принципу территориальности Основами не предусмотрена. Не допускается установление для одних потребителей занижения тарифов и надбавок за счет повышения их для других потребителей.
Кроме того, действовавшим в спорный период законодательством не была предусмотрена возможность освобождения отдельных потребителей услуг коммунального комплекса от уплаты надбавки к цене (тарифу) на соответствующую услугу, предназначенной для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
ОАО "Р" оказывает услугу по теплоснабжению потребителям, находящимся в границах всех муниципальных образований, расположенных на территории Кимовского района Тульской области (муниципальный район).
Помимо этого судом принято во внимание, что ФГУП "К" приобретает у ОАО "Р" тепловую энергию на основании договора теплоснабжения от 20.09.2007 N 53. Производство указанной тепловой энергии осуществляется на арендуемой ОАО "Р" центральной котельной г. Кимовска, мероприятия по модернизации которой предусмотрены в инвестиционной программе.
Анализируя представленные материалы дела, учитывая указанные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Собрание представителей Муниципального образования Кимовского района действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями, установленными Законами N 210-ФЗ и N 131-ФЗ.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы заявителя, явившиеся обоснованием его позиции, они явились предметом исследования Арбитражного суда Тульской области при рассмотрении настоящего спора и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной коллегии не имеется.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 15.10.2009 по делу N А68-6010/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решения Собрания представителей Муниципального образования Кимовского района от 06.03.2008 N 45-407 (в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Кимовский район от 23.07.2009 N 7-59) "Об инвестиционной Программе, направленной на модернизацию теплосистемы Кимовского района на период 2008-2014 г. г." и от 06.03.2008 N 45-407 не оспорены.
Кроме того, суд правомерно исходил из того, что в соответствии с п. 12 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.
...
Анализируя представленные материалы дела, учитывая указанные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Собрание представителей Муниципального образования Кимовского района действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями, установленными Законами N 210-ФЗ и N 131-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 января 2010 г. по делу N А68-6010/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании