Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 апреля 2010 г. по делу N А14-10372-2009/245/26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ОАО "М" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от администрации Лискинского муниципального района - П.И.А. - представителя (дов. пост. от 21.09.209),
рассмотрев кассационную жалобу администрации Лискинского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по делу N А14-10372-2009/245/26, установил:
Открытое акционерное общество "М" (далее по тексту - ОАО "М", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области (далее по тексту - Администрация) по переоформлению права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком ОАО "М" из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование "размещение производственной базы", площадью 42 080 кв. м, кадастровый номер 36:14:0013003:0021, расположенным по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. К., д. 90, на право собственности путем продажи по цене 2,5 процента кадастровой стоимости данного земельного участка, а также об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "М", подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО "М".
Решением от 12.10.2009 суд признал незаконным оспариваемое бездействие, обязав Администрацию Лискинского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "М" путем принятия предусмотренных законом мер по заявлению Общества от 27.05.2009.
Постановлением от 02.02.2010 апелляционная инстанция изменила мотивировочную часть решения суда от 12.10.2009, исключив из нее вывод об изменении разрешенного использования земельного участка в настоящее время в связи с принятием 18.09.2009 г. Генерального плана городского поселения город Лиски и невозможности обязать Администрацию Лискинского муниципального района Воронежской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование "размещение производственной базы" и направить его в ОАО "М", а также дополнила второй абзац резолютивной части решения следующим: "Обязать Администрацию Лискинского муниципального района Воронежской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование "размещение производственной базы", площадью 42 080 кв. м, кадастровый номер 36:14:0013003:21, расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. К., 90, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости данного земельного участка и направить его открытому акционерному обществу "М" в месячный срок.
В остальной части решение было оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в соответствии с планом приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденным решением Комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области от 02.12.1992 N 793 , ОАО "М" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке площадью 42 080 кв. м, кадастровый номер 36:14:0013003:0021 по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. К., 90.
Право собственности на указанные объекты недвижимости (более 10) зарегистрировано за Обществом в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации от 27.05.2002 и 21.08.2002).
В соответствии с постановлением Городского комитета Администрации города Лиски и Лискинского района от 02.07.2001 N 954 "О закреплении земельного участка за ОАО "М" земельный участок площадью 42 080 кв. м предоставлен Обществу в бессрочное (постоянное) пользование под размещение производственной базы, который поставлен на кадастровый учет.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.03.2006 г. по делу N А14-21484/2005/163а/16б ОАО "М" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
27.05.2009 Общество обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
Поскольку Администрацией не было предпринято никаких действий по данному заявлению: проект договора в адрес Общества направлен не был, ОАО "М" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, ссылаясь на нарушение прав Общества по оформлению земельного участка, определению его рыночной стоимости, что также приводит к затягиванию процедуры конкурсного производства, возможности реализации имущества.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией не предоставлено доказательств законности и обоснованности бездействия по переоформлению права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком ОАО "М" на право собственности. При этом суд, сделав вывод об изменении разрешенного вида использования участка, обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия предусмотренных законом мер по заявлению ОАО "М" от 27.05.2009 г., не указав конкретную меру.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта (действий, бездействия) государственного органа или акта (действий, бездействия) органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта (действий, бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года.
Материалами дела подтверждено, что заявление о приобретении земельного участка в собственность было подано Обществом 27.05.2009, то есть до утверждения Генерального плана.
Поскольку в данном случае не имелось оснований, указанных в ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, для отказа в переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, находящемся у Общества на таком праве, на право собственности, то судом сделан правильный вывод о незаконности бездействия Администрации по этому вопросу, а наличие или отсутствие на таком земельном участке объектов недвижимости правового значения не имеет.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок заявителю.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что при приобретении земельных участков коммерческими организациями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, цена устанавливается в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".
Таким образом, апелляционная инстанция правомерно изменила решение суда первой инстанции, поэтому оставлению без изменений подлежит именно этот судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по делу N А14-10372-2009/245/26 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 апреля 2010 г. по делу N А14-10372-2009/245/26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании