Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 февраля 2010 г. по делу N А08-1675/2009-26
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 2010 г. N ВАС-5479/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Р" - П.А.Я., представитель доверенности от 24.03.2009, П.Н.В. представитель доверенности от 08.06.2009, от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, а также общества с ограниченной ответственностью "Р" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.07.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 по делу N А08-1675/2009-26, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Р" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконными: отказа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, станция Котел, промузел, площадка "Транспортная", проезд Ш-4, в районе строения N 5, выраженного в письме от 21.01.2009 N 9-07/0173; бездействия Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области и Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области по не подготовке и не принятии постановления о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 6236 кв. м, не подготовке и не вынесении постановления о предоставлении сформированного земельного участка, не подготовке и не заключении договора аренды; а также об обязании подготовить и вынести решение о формировании и постановке на учет земельного участка площадью 6236 кв. м и решение о предоставлении Обществу этого участка в аренду на период строительства объекта недвижимости.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.07.2009 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившихся в оставлении без ответа заявления ООО "Р" от 17.06.2008 N 229-Р о передаче в аренду земельного участка. Суд также обязал Администрацию в 10-дневный срок принять решение по заявлению ООО "Р" от 17.06.2008 N 229-Р. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 решение суда частично отменено. Признан недействительным отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области в предоставлении земельного участка в аренду для расширения производственной базы по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, станция Котел, промузел, площадка "Транспортная", проезд Ш-4, в районе строения N 5, выраженного в письме от 21.01.2009 N 9-07/0173. В остальной части решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить постановление апелляционного суда от 12.11.2009 в связи с неправильным применением судом норм материального права, оставив без изменения решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ООО "Р" просит частично отменить как решение от 07.07.2009, так и постановление 12.11.2009 в части отказа в удовлетворении требований Общества, приняв новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 26.06.2007 ООО "Р" обратилось в администрацию муниципального района "Г" (в настоящее время Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области) с заявлением о передаче в аренду сроком на 49 лет или приобретении в собственность дополнительного земельного участка площадью 5250 кв. м, граничащего с северо-восточной стороны с земельным участком с кадастровым номером 31:06:04 01 003:0048, принадлежащего Обществу.
Комиссия по выбору земельных участков 11.07.2007 согласовала предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, станция Котел, промузел, площадка "Транспортная", проезд Ш-4, в районе строения N 5.
В связи с указанным 17.10.2007 был подготовлен акт выбора земельного участка, принято постановление от 15.05.2008 N 792 о предварительном согласовании места размещения производственного объекта по указанному адресу. ООО "Р" разрешено проведение проектно-изыскательских работ.
Общество выполнило топогеодезические изыскания на участке и проект цеха, а также заключило договор с ЗАО "О" на выполнение рабочего проекта.
Письмом от 17.07.2008 N 229-Р ООО "Р" обратилось в администрацию Старооскольского городского округа о предоставлении земельного участка в аренду. При этом заявителем были выполнены работы по установлению внешних границ земельного участка, в ноябре 2008 года землеустроительное дело передано в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
ООО "Р" 24.12.2008 повторно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.
Письмом от 21.01.2009 N 9-07/0173 Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области сообщил о том, что данный земельный участок необходим для строительства социально-значимого объекта (картодром), в связи с чем заявителю было предложено решить вопрос обмена земельного участка с управлением архитектуры и градостроительства. Кроме того, Департамент письмом от 09.02.2009 сообщил о том, что в стадии согласования находится проект распоряжения Главы администрации о резервировании земельного участка для строительства социально-значимого объекта (картодрома), который частично может быть размещен на испрашиваемом участке.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, ООО "Р" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Признавая незаконным отказ Департамента в предоставлении Обществу земельного участка в аренду для расширения производственной базы, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры: подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства - п. 2 ст. 32 ЗК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, органом местного самоуправления на основании заявки ООО "Р" предварительно согласовано место размещения объекта.
Отказ Департамента в предоставлении Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка мотивирован тем, что указанный участок необходим для строительства социально-значимого объекта (картодрома).
Вместе с тем, уполномоченным органом суду не были представлены доказательства о резервировании спорного земельного участка для указанных целей.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отказ Департамента в предоставлении Обществу земельного участка для строительства по основаниям, изложенным в письме от 21.01.2009 N 9-07/0173, обоснованно признал незаконным.
Обжалуя правомерность выводов суда в этой части, Администрация ссылается на то, что решений об отказе в предоставлении Обществу земельного участка не принималось.
Указанные доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как имеющиеся в деле доказательства, а также нормы Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, утвержденного решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 23.05.2008 N 94, свидетельствуют о том, что письмо Департамента от 21.01.2009 N 9-07/0173 является отказом в предоставлении участка, так как в его тексте содержится указание на использование этого участка в иных целях.
При этом предложение Обществу решить вопрос обмена земельного участка с управлением архитектуры и градостроительства само по себе не свидетельствует о том, что в предоставлении испрашиваемого участка Обществу не было отказано.
Приведенные выводы суда, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в кассационной инстанции не подлежат.
Отказывая в удовлетворении требований Общества о признании незаконным бездействия Департамента и Администрации по не подготовке и не принятии постановления о формировании и постановке соответствующего участка на кадастровый учет, не подготовке и не вынесении постановления о предоставлении сформированного земельного участка, не подготовке и не заключении договора аренды, а также об обязании подготовить и вынести решение о формировании и постановке на учет земельного участка и решения о предоставлении заявителю этого участка в аренду на период строительства, судебные инстанции обосновано руководствовались следующим.
Пунктом 5 статьи 1 и пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается уполномоченным органом на основании заявления заинтересованного лица, и приложенного к данному заявлению кадастрового паспорта земельного участка.
Учитывая приведенные нормы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, то необходимым условием для принятия решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка является оформление кадастрового паспорта соответствующего участка с целью определения в установленном порядке его размера, границ и местоположения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Р" в уполномоченный орган с заявлением о кадастровом учете испрашиваемого земельного участка не обращалось, к заявлению о предоставлении земельного участка для строительства кадастровый план испрашиваемого земельного участка не прилагало, а следовательно, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Общества об обязании Администрации и Департамента подготовить и принять решения о формировании, постановке на учет и предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка, не имелось.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что обязанность по постановке на кадастровый учет земельного участка возложена на орган местного самоуправления обоснованно отклонена судебными инстанциями, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться как собственники таких объектов недвижимости, так и любые иные лица.
Таким образом, учитывая требования пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 20 Закона N 221-ФЗ, с заявлением о постановке на кадастровый учет испрашиваемого для предоставления в аренду земельного участка необходимо обращаться заинтересованному лицу, которым в данном случае является Общество.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела суду следовало руководствоваться нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего на момент подачи заявления от 11.07.2007) подлежат отклонению, так как спор по настоящему делу возник после подачи Обществом заявления от 17.10.2007 и направления письма от 17.07.2008, то есть в период, когда вступил в силу Закон N 221-ФЗ, а следовательно, нормы указанного законодательного акта судебными инстанциями применены правильно.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.07.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 по делу N А08-1675/2009-26 оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области и общества с ограниченной ответственностью "Р" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 февраля 2010 г. по делу N А08-1675/2009-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании